182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа № 17»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
     
20 ноября 2014

Рабочая программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе ФГОС НОО (2010 года), Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»)

В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа рассчитана

на68 часов в год, 2 часа в неделю.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ВСЕГО ЧАСОВ

1 ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО 9

2 ПРИРОДА РОССИИ 10

3 РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ 16

4 СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ 5

5 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ 20

6 СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ 9

ИТОГО: 68 ЧАСОВ

КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ

ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ТЕСТЫ ПРАКТИЧЕСКАЯ

РАБОТА ПРОВЕРОЧНЫЕ

РАБОТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ

РАБОТЫ

1 ЧЕТВЕРТЬ 18 ЧАСОВ 1 12 1 1

2 ЧЕТВЕРТЬ 14 1 7 - 1

3 ЧЕТВЕРТЬ 20 2 - 1 -

4 ЧЕТВЕРТЬ 16 1 - - 1

ИТОГО: 68 ЧАСОВ 5 19 2 3

ВИДЫ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

№ урока Вид работы Тема

1 Стартовая диагностика Остаточные знания за 3 класс

2 Практическая работа №1 Движение Земли вокруг своей оси и вокруг солнца

3 Практическая работа №2 Знакомство с картой звёздного мира

4 Практическая работа №3 Поиск и показ изучаемых объектов на глобу-се и географической карте

6 Практическая работа №4 Знакомство с историческими картами

10 Тест №1 Земля и человечество

11 Практическая работа №5 Поиск и показ на физической карте равнин и гор России

12 Практическая работа №6 Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России

13 Практическая работа №7 Показ на карте природных зон России

14 Практическая работа №8 Рассматривание гербарных растений, выяв-ление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике

15 Практическая работа №9 Рассматривание гербарных растений, выяв-ление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре

16 Практическая работа №10 Рассматривание гербарных растений, выяв-ление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов

18 Проверочная работа №1 Качество усвоения программного материала за 1 четверть

19 Практическая работа №11 Рассматривание гербарных растений, выяв-ление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей

20 Практическая работа №12 Рассматривание гербарных растений, выяв-ление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь

21 Практическая работа №13 Рассматривание гербарных растений, выяв-ление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков

22 Тест №2 Природа России

23 Практическая работа №14 Знакомство с картой родного края

26 Практическая работа №15 Рассматривание образцов полезных ископае-мых, определение их свойств

28 Практическая работа №16 Рассматривание гербарных экземпляров рас-тений леса и их распознавание

29 Практическая работа №17 Рассматривание гербарных экземпляров рас-тений луга и их распознавание

30 Практическая работа №18 Рассматривание гербарных экземпляров рас-тений пресных вод и их распознавание

31 Практическая работа №19 Рассматривание гербарных экземпляров по-левых культур и их распознавание

32 Промежуточная диагностическая работа Итоговая работа за 1 полугодие

34 Тест №3 Родной край – часть большой страны

39 Тест №4 Страницы Всемирной истории

52 Проверочная работа №2 Качество усвоения программного материала за 3 четверть

59 Тест №5 Страницы истории России

64 Итоговая диагностическая работа Качество усвоения программного мате-риала за 4 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п Дата Тема урока Тип урока Основные виды учебной деятель-ности Планируемые предметные

результаты освоения

материала Универсальные учебные действия

1 четверть (18 часов)

Раздел «Земля и человечество» (9 часов)

+ 1 природная экскурсия из раздела «Родной край – часть большой страны» (по усмотрению учителя*)

1 04.09 Мир глазами астронома.

Стартовая диагностика

Урок введе-ния в новую тему

Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Извлекать из текста учебни-ка цифровые данные о Солнце, вы-писывать их в рабочую тетрадь. Изу-чать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. Работать со взрослыми; находить в дополнительной литера-туре, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, коме-тах, астероидах, готовить сообщения Объяснять значения слов: «ас-трономия», «астроном». Пони-мать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Рассказывать о мире с точки зрения астронома

Извлечение информации из учебника. Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяю-щих данную предметную об-ласть. Построение логиче-ской цепочки рассуждений, анализ истинности утвержде-ний. Работа в паре. Форму-лировать выводы из изучен-ного материала, отвечать на итоговые вопросы и оцени-вать достижения на уроке

2 05.09 Планеты Сол-нечной систе-мы.

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солн-ца» Урок-исследова-ние Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечис-лять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанав-ливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Ра-ботать со взрослыми: наблюдать луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа). Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения Характеризовать планеты Солнечной системы. Называть естественные спутники планет.

Рассказывать об изучении планет астрономами, об осо-бенностях движения Земли в космическом пространстве.

Называть причины смены дня и ночи и времён года. Модели-ровать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделе-ние необходимой информа-ции, структурирование зна-ний; представление получен-ной информации; оценка ре-зультатов работы.

Моделирование объектов окружающего мира.

Сотрудничество с учителем и учащимися

3 11.09 Звёздное небо – Великая кни-га Природы.

Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного ми-ра» Урок-исследова-ние Изучать по учебнику правила наблю-дения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия. Моделировать изучаемые созвездия. Определять направление на север по Полярной звезде. Выполнять задания элек-тронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком Называть правила наблюдения звёздного неба. Называть со-звездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Называть звёзды: Полярная звезда, Си-риус, Альдебаран, Плеяды – скопления звёзд в созвездии Тельца

Моделирование объектов окружающего мира. Выраже-ние с достаточной полнотой и точностью своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Сотрудничество с учителем и сверстниками

4 12.09 Мир глазами географа.

Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и гео-графической карте» Комбиниро-ванный урок Сравнивать глобус и карту полуша-рий.

Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. Составлять рассказ о географиче-ских объектах с помощью глобуса и карты полушарий.

Извлекать информацию о географи-ческих объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них. Работать с терми-нологическим словариком Рассказывать об истории соз-дания карт в мире и в России, об истории создания глобуса.

Понимать, что изучает геогра-фия. Работать с картами по-лушарий. Показывать на карте, глобусе материки и океаны, го-ры, равнины, моря, тепловые пояса Земли. Объяснять зна-чения слов: «география», «гео-граф» Поиск и выделение необхо-димой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием обще-доступных источников ин-формации. Постановка учеб-ной задачи на основе соотне-сения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой ин-формации, структурирование знаний; представление полу-ченной информации; оценка результатов работы

5 18.09 Мир глазами историка

Комбиниро-ванный урок . Составлять рассказы о мире с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. Обсу-ждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. По-сещать краеведческий музей и гото-вить рассказ на основании его экспо-натов о прошлом своего региона, города (села). Работать с терминологическим словариком. Готовить сообщение о прошлом своего региона, города (села)

Понимать, что история – это наука, которая изучает то, что было в прошлом людей. Назы-вать источники исторических сведений. Понимать значение летописей и археологии, архи-вов и музеев для изучения ис-тории. Объяснять значения слов: «история», «историк», «исторический источник», «ар-хив», «летопись», «археоло-гия», «археолог» Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соот-ветствии с задачами и усло-виями коммуникации. Поиск и выделение необходимой ин-формации, в том числе ре-шение рабочих задач с ис-пользованием общедоступ-ных источников информации. Сотрудничество с учителем и сверстниками

6 19.09 Когда и где?

Практическая работа №4 «Знакомство с историче-скими карта-ми» Урок разви-тия умений и навыков Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминав-шиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в раз-ных летоисчислениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях Понимать, что означают слова и выражения: «век», «тысяче-летие», «наша эра», «до нашей эры». Рассказывать о летоис-числении в древности и в наши дни. Работать с «лентой вре-мени». Работать с историче-ской картой Постановка и формулирова-ние проблемы, самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характе-ра; анализ объектов с целью выделения признаков (суще-ственных, несущественных)

7 25.09 Мир глазами эколога Комбиниро-ванный урок Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Анализировать современ-ные экологические проблемы, пред-лагать меры по их решению. Знако-миться с международным сотрудни-чеством в области охраны окружаю-щей среды. Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологиче-ских организациях в России, готовить сообщения. Изучать экологический календарь Понимать, что если люди погу-бят окружающую природу, то и сами не выживут. Рассказывать о развитии человечества во взаимодействии с природой.

Называть экологические про-блемы и пути их решения. На-зывать международные согла-шения по охране окружающей среды, международные эколо-гические организации. Исполь-зовать приобретенные знания для оценки воздействия чело-века на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в её охране Построение логической це-почки рассуждений, анализ истинности утверждений. Ин-тегрироваться в группу свер-стников и строить продуктив-ное взаимодействие и со-трудничество со сверстника-ми. Моделирование связей организмов с окружающей средой, обсуждение и оцени-вание предложенных моде-лей. Инициативное сотрудни-чество в поиске и сборе ин-формации

8* 26.09 Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1 Урок-экскурсия Наблюдать объекты и явления при-роды.

Определять природные объекты с помощью атласа-определителя.

Фиксировать результаты наблюде-ний.

Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных со-обществах Рассказывать о природных сообществах, характерных для края.

Наблюдать объекты и явления природы Анализ объектов с целью вы-деления признаков (сущест-венных, несущественных); установление причинно-следственных связей, пред-ставление цепочек объектов и явлений.

9 02.10 Сокровища Земли под ох-раной челове-чества.

Всемирное наследие Комбиниро-ванный урок Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Разли-чать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. Читать в учебнике текст об одном из объектов Всемирного наследия, использовать его как образец для подготовки собственных сообщений.

Извлекать из дополнительной лите-ратуры, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и го-товить о них сообщения Понимать, что такое всемирное наследие. Рассказывать о составных частях Всемирного наследия: природном и куль-турном наследиях. Называть объекты Всемирного наследия, используя карту. Называть объекты Всемирного наследия, которые находятся в России Построение логической це-почки рассуждений, анализ истинности утверждений. Оп-ределение последовательно-сти промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и после-довательности действий.

Инициативное сотрудничест-во в поиске и сборе инфор-мации

10 03.10 Сокровища Земли под ох-раной челове-чества.

Международ-ная Красная книга.

Тест № 1 Урок-исследова-ние Знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Крас-ной книги. Читать в учебнике текст о животном из Международной Крас-ной книги и использовать его как об-разец для подготовки собственных сообщений. Извлекать из дополни-тельной литературы, Интернета ин-формацию о животных из Междуна-родной Красной книги и готовить о них сообщения. Подготовка сообще-ния о животных из Международной Красной книги. Моделирование в ви-де схемы воздействие человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе Рассказывать о Международ-ной Красной книге. Рассказы-вать о том, что нужно сделать для спасения каждого вида.

Объяснять, почему животные оказались под угрозой исчезно-вения Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.

Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащи-мися

Раздел «Природа России» (10 часов)

+ 1 природная экскурсия из раздела «Родной край – часть большой страны» (по усмотрению учителя*)

11 09.10 Равнины и горы России.

Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» Комбиниро-ванный урок Находить и показывать на физиче-ской карте России изучаемые гео-графические объекты, рассказывать о них по карте.

Различать холмистые и плоские рав-нины. Характеризовать формы зем-ной поверхности России, рассказы-вать о них по личным впечатлениям. Извлекать из дополнительной лите-ратуры, Интернета сведения об изу-чаемых географических объектах, готовить сообщения. Выполнять на компьютере задания из электронного приложения к учебнику. Готовить ма-териалы к выставке «Где мы были»

Называть формы земной по-верхности. Показывать на кар-те наиболее крупные равнины и горы. Рассказывать о вулканах Камчатки – объекте Всемирного наследия. Рассказывать об Ильменском заповеднике Выделение необходимой ин-формации; установление причинно-следственных свя-зей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точ-ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания в устной и письмен-ной форме

12 10.10 Моря, озёра и реки России.

Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» Урок разви-тия умений и навыков Находить и показывать на физиче-ской карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте.

Различать моря Северного Ледови-того, Тихого и Атлантического океа-нов. Характеризовать особенности изучаемых водных объектов. Нахо-дить в Интернете сведения о загряз-нении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями. Готовить и оформлять выставку «Где мы были». Готовить сочинения по теме урока Показывать на карте и расска-зывать о морях Северного Ле-довитого, Тихого и Атлантиче-ского океанов. Показывать на карте озёра: Байкал, Ладож-ское, Онежское Каспийское . Показывать на карте реки: Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. Рассказывать о Дальневосточном морском заповеднике Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты. Сотрудничество с учи-телем и учащимися. Подго-товка сообщения о загрязне-нии воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями

13 16.10 Природные зоны России.

Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России» Урок-исследова-ние Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять на карте природные зоны России, высказы-вать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку.

Устанавливать причинно-следственные связи между освещён-ностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами.

Находить на карте природных зон области высотной поясности Называть природные зоны России.

Объяснять причины смены природных зон с севера на юг.

Показывать на карте природ-ных зон области высотной по-ясности

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение с доста-точной полнотой и точностью выражать свои мысли в соот-ветствии с задачами и усло-виями коммуникации

14 17.10 Зона арктиче-ских пустынь.

Практическая работа №8 «Рассматри-вание гербар-ных экземпля-ров растений, выявление признаков их приспособ-ленности к условиям жиз-ни в Арктике» Урок-исследова-ние Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пус-тынь и её оснащённости солнечными лучами.

Определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арк-тических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологи-ческих связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания.

Рассказывать об освоении природ-ных богатств в зоне арктических пус-тынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о приро-доохранных мероприятиях и запо-ведниках.

Характеризовать зону арктических пустынь по плану.

Извлекать из дополнительной лите-ратуры, Интернета сведения о жи-вотном мире изучаемой зоны, гото-вить сообщения Показывать на карте природ-ных зон зону арктических пус-тынь.

Рассказывать о зависимости природных особенностей Арк-тики от освещённости её Солн-цем, о полярном дне и поляр-ной ночи.

Называть условия, необходи-мые для жизни живых организ-мов.

Приводить примеры предста-вителей разных групп растений и животных арктических пус-тынь.

Рассказывать об экологических проблемах и охране природы в зоне арктических пустынь.

Рассказывать о заповеднике «Остров Врангеля» Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.

Сотрудничество с учителем и учащимися

15 23.10 Тундра.

Практическая работа №9 «Рассматри-вание гербар-ных экземпля-ров растений, выявление признаков их приспособ-ленности к условиям жиз-ни в тундре» Урок-исследова-ние Сравнивать общий вид тундры и арк-тической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показы-вать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её ос-вещённости солнечными лучами.

Рассматривать в гербарии и на ри-сунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к усло-виям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания.

Рассказывать об освоении природ-ных богатств в зоне тундры и воз-никших вследствие этого экологиче-ских проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.

Характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь.

Изготавливать макет участка тундры.

Извлекать из дополнительной лите-ратуры, Интернета информацию о растениях и животных тундры, гото-вить сообщения Показывать на карте природ-ных зон зону тундры.

Называть природные особен-ности зоны тундры.

Называть общие условия, не-обходимые для жизни живых организмов в тундре.

Приводить примеры предста-вителей разных групп растений и животных тундры.

Рассказывать о занятиях мест-ного населения.

Называть экологические про-блемы рассказывать об охране природы в зоне тундры.

Рассказывать о Таймырском заповеднике

Построение логической це-почки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Инициативное сотрудничест-во в поиске и сборе инфор-мации.

Продуктивное взаимодейст-вие и сотрудничество со сверстниками.

Моделирование связей орга-низмов с окружающей сре-дой, обсуждение и оценива-ние предложенных моделей

16 24.10 Леса России.

Практическая работа №10 «Рассматри-вание гербар-ных экземпля-ров растений, выявление признаков их приспособ-ленности к условиям жиз-ни в зоне ле-сов» Урок-исследова-ние Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколи-ственных лесов, рассказывать о них по карте.

Устанавливать зависимость особен-ностей лесных зон распределения тепла и влаги.

Знакомиться с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моде-лировать характерные цепи питания.

Сравнивать природу тундры и лес-ных зон.

Находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения Показывать на карте природ-ных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов.

Рассказывать о зависимости природы лесов от распределе-ния тепла и влаги.

Приводить примеры предста-вителей разных групп растений и животных леса.

Называть экологические связи в лесах

Определение последова-тельности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания в устной и письмен-ной форме.

Планирование учебного со-трудничества с учителем и сверстниками

17* 30.10 Растения и животные ле-са. Экскурсия № 2 Урок-экскурсия Наблюдать объекты и явления при-роды.

Определять природные объекты с помощью атласа-определителя.

Фиксировать результаты наблюде-ний.

Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных со-обществах Рассказывать о природных сообществах, характерных для края.

Наблюдать объекты и явления природы Анализ объектов с целью вы-деления признаков (сущест-венных, несущественных); установление причинно-следственных связей, пред-ставление цепочек объектов и явлений

18 31.10 Лес и человек.

Проверочная работа №1 С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей.

Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охра-не.

Обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне».

Извлекать из дополнительной лите-ратуры и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России. Готовить сообщения.

Совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка.

Характеризовать лесные зоны по плану Рассказывать о роли леса в природе и жизни людей.

Называть экологические про-блемы зоны лесов.

Называть растения и животных леса, которые занесены в Крас-ную книгу России.

Рассказывать о правилах по-ведения в лесу.

Называть заповедники и на-циональные парки лесных зон.

Рассказывать о Приокско-Террасном заповеднике Построение рассуждения в форме связи простых сужде-ний об объекте, его строении, свойствах и связях.

Выделение необходимой ин-формации; установление причинно-следственных свя-зей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точ-ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2 четверть (14 часов)

19 13.11 Зона степей.

Практическая работа №11 «Рассматри-вание гербар-ных экземпля-ров растений, выявление признаков их приспособ-ленности к условиям жиз-ни в зоне степей» Урок-исследова-ние Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям.

Находить и показывать на карте при-родных зон зону степей, рассказы-вать о ней по карте.

Устанавливать зависимость особен-ностей степной зоны от распределе-ния тепла и влаги.

Знакомиться с растительным и жи-вотным миром степей, рассказывать об экологических связях в степи, мо-делировать характерные цепи пита-ния.

Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры.

Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения.

Извлекать из дополнительной лите-ратуры и Интернета информацию о растениях и животных степей, гото-вить сообщения.

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные запо-ведники, обсуждать экологические проекты учёных в этих заповедниках Показывать на карте природ-ных зон зону степей.

Рассказывать о природных особенностях зоны степей.

Называть экологические про-блемы степной зоны и пути их решения.

Называть заповедники степной зоны.

Рассказывать о питомниках для редких животных

Инициативное сотрудничест-во в поиске и сборе инфор-мации.

Построение рассуждения в форме связи простых сужде-ний об объекте, его строении, свойствах и связях.

Построение логической це-почки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Структурирование знаний; постановка и формулирова-ние проблемы, самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис-кового характера

20 14.11 Пустыни.

Практическая работа №12 «Рассматри-вание гербар-ных экземпля-ров растений, выявление признаков их приспособ-ленности к условиям жиз-ни в зоне пус-тынь»

Урок-исследова-ние Сравнивать общий вид степи и пус-тыни, описывать пустыню по фото-графиям.

Находить и показывать на карте при-родных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте.

Устанавливать зависимость природы полупустынь от распределения тепла и влаги.

Знакомиться с растительным и жи-вотным миром пустынь, рассказывать об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания.

Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей.

Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их ре-шения.

Изготавливать макет участка пустынь Показывать на карте природ-ных зон зону пустынь.

Рассказывать о природных особенностях зоны пустынь.

Рассказывать об освоении по-лупустынь и пустынь челове-ком.

Называть экологические про-блемы зоны пустынь и пути их решения.

Рассказывать о заповеднике «Чёрные Земли» Инициативное сотрудничест-во в поиске и сборе инфор-мации.

Постановка и формулирова-ние проблемы, самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характе-ра; умение с достаточной полнотой и точностью выра-жать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условия-ми коммуникации

21 20.11 У Чёрного мо-ря.

Практическая работа №13 «Рассматри-вание гербар-ных экземпля-ров растений, выявление признаков их приспособ-ленности к условиям жиз-ни в зоне суб-тропиков».

Тест № 2 Урок-исследова-ние Находить и показывать на карте при-родных зону субтропиков, рассказы-вать о них по карте.

Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны.

Знакомиться с растительным и жи-вотным миром Черноморского побе-режья Кавказа, рассказывать об эко-логических связях, моделировать характерные цепи питания.

Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа.

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета на курорты Чер-номорского побережья Кавказа, в Дендрарий г. Сочи, в национальный парк «Сочинский».

Обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне».

Работать с терминологическим сло-вариком Показывать на карте природ-ных зон зону субтропиков.

Называть правила безопасно-сти во время отдыха у моря.

Называть экологические про-блемы Черноморского побере-жья Кавказа.

Называть растения и животных, которые занесены в Красную книгу России.

Рассказывать о курортах Чер-номорского побережья Кавказа.

Объяснять значения слов: «Черноморское побережье Кав-каза», «субтропики»

Инициативное сотрудничест-во в поиске и сборе инфор-мации.

Структурирование знаний; постановка и формулирова-ние проблемы, самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис-кового характера

Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 часов)

( - 2 часа) две экскурсии проведены ранее в соответствии с климатическими условиями региона*

22 21.11 Родной край – часть большой страны. Экс-курсия №3 Урок-экскурсия Наблюдать объекты и явления при-роды.

Определять природные объекты с помощью атласа-определителя.

Фиксировать результаты наблюде-ний.

Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных со-обществах Рассказывать о природных сообществах, характерных для края.

Наблюдать объекты и явления природы Анализ объектов с целью вы-деления признаков (сущест-венных, несущественных); установление причинно-следственных связей, пред-ставление цепочек объектов и явлений

23 27.11 Наш край.

Практическая работа №14 «Знакомство с картой род-ного края» Комбиниро-ванный урок Знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о род-ном крае.

Характеризовать родной край по предложенному плану Показывать на политико-административной карте России родной край.

Знакомиться с картой родного края.

Рассказывать о родном крае Инициативное сотрудничест-во в поиске и сборе инфор-мации.

Определение последова-тельности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий

24 28.11 Поверхность нашего края Комбиниро-ванный урок Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона ос-новные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необхо-димую информацию о поверхности края.

Обсуждать меры по охране поверх-ности своего края.

Изготавливать макет знакомого уча-стка поверхности родного края.

Интервьюировать взрослых о фор-мах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения Называть формы земной по-верхности родного края.

Находить на карте региона ос-новные формы земной поверх-ности, крупные овраги и балки.

Рассказывать об охране по-верхности края.

Объяснять значения слов: «ов-раг», «балка»

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.

Сотрудничество с учителем, родителями и учащимися

25 04.12 Водные богат-ства нашего края Урок-исследова-ние Составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану; составлять план описа-ния другого водного объекта (озера, пруда).

Моделировать значение водных бо-гатств в жизни людей.

Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов.

Участвовать в водоохранных меро-приятиях в городе (селе)

Называть водные объекты своего региона, рассказывать об их значении для жизни края.

Называть источники загрязне-ния вод в регионе.

Называть правила поведения на воде Постановка и формулирова-ние проблемы, самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис-кового характера.

Поиск и выделение необхо-димой информации. Структу-рирование знаний

26 05.12 Наши подзем-ные богатства.

Практическая работа №15 «Рассматри-вание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» Урок-практика Находить на физической карте Рос-сии условные обозначения полезных ископаемых.

Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить ин-формацию о применении, местах и способах добычи полезного ископае-мого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сооб-щение и представлять его классу.

Сравнивать изученные полезные ис-копаемые.

Выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе.

Извлекать из краеведческой литера-туры сведения о предприятиях ре-гиона по переработке полезных иско-паемых Называть важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, ис-пользование.

Рассказывать об охране под-земных богатств Структурирование знаний; постановка и формулирова-ние проблемы, самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис-кового характера.

Поиск и выделение необхо-димой информации

27 11.12 Земля - кор-милица Урок изуче-ния нового материала Различать типы почв на иллюстраци-ях учебника и образцах.

Извлекать из краеведческой литера-туры информацию о типах почв сво-его региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку.

Извлекать из краеведческой литера-туры информацию об охране почв в регионе Рассказывать о разнообразии почв России, о наиболее рас-пространённых типах почв.

Различать типы почв родного края.

Рассказывать об охране почв Анализ объектов с целью вы-деления признаков (сущест-венных, несущественных); установление причинно-следственных связей, пред-ставление цепочек объектов и явлений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, ар-гументация своего мнения и позиции в коммуникации

28 12.12 Жизнь леса.

Практическая работа №16 «Рассматри-вание гербар-ных экземпля-ров растений леса и их рас-познавание» Урок-исследова-ние Определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллю-страциям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять эко-логические связи в лесу.

Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края.

Моделировать цепи питания, харак-терные для лесного сообщества ре-гиона.

Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем.

Характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике пла-ну.

Наблюдать за жизнью леса, опреде-лять его обитателей с помощью ат-ласа-определителя Понимать, что лес – сложное единство живой и неживой при-роды.

Объяснять значение выражения «природное сообщество».

Рассказывать о природном сообществе смешанного леса.

Определять обитателей леса с помощью атласа-определителя.

Использовать полученные зна-ния для удовлетворения позна-вательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса.

Приводить примеры предста-вителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных ), леса, раскры-вать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в ри-сунке (схеме).

Моделировать цепи питания Постановка и формулирова-ние проблемы, самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис-кового характера.

Давать аргументированный ответ на поставленный во-прос. Анализ объектов с це-лью выделения признаков (существенных, несущест-венных).

Поиск и выделение необхо-димой информации. Структу-рирование знаний

29 18.12 Жизнь луга.

Практическая работа №17 «Рассматри-вание гербар-ных экземпля-ров растений луга и их рас-познавание» Комбиниро-ванный урок Описывать луг по фотографии, опре-делять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу.

Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона.

Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и кор-рекцию.

Характеризовать луговое сообщест-во по плану.

Сравнивать природные особенности леса и луга.

Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения эколо-гических связей по вине человека, предлагать пути решения экологиче-ских проблем.

Составлять памятку «Как вести себя на лугу».

Наблюдать за жизнью луга, опреде-лять его обитателей с помощью ат-ласа-определителя Рассказывать о природном сообществе луга.

Использовать полученные зна-ния для удовлетворения позна-вательных интересов, поиска дополнительной информации о жизни луга.

Приводить примеры предста-вителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных ) луга, раскры-вать особенности их внешнего вида и жизни.

Моделировать цепи питания.

Рассказывать о влиянии чело-века на жизнь луга.

Рассказывать об охране лугов Инициативное сотрудничест-во в поиске и сборе инфор-мации. Выделение необхо-димой информации; установ-ление причинно-следственных связей, пред-ставление цепочек объектов и явлений

30 19.12 Жизнь в пре-сных водах.

Практическая работа №18 «Рассматри-вание гербар-ных экземпля-ров растений пресных вод и их распозна-вание» Урок-исследова-ние Описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного во-доёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме.

Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края.

Моделировать цепи питания в пре-сноводном сообществе своего региона.

Характеризовать пресноводное со-общество своего региона по плану.

Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде.

Наблюдать за жизнью пресного во-доёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя Рассказывать о природном сообществе пресных вод.

Использовать полученные зна-ния для удовлетворения позна-вательных интересов, поиска дополнительной информации о жизни в пресных водах.

Приводить примеры представи-телей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных) пресных вод, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Моделировать цепи питания.

Называть правила поведения у водоёма.

Рассказывать об охране пре-сноводных растений и живот-ных.

Рассказывать о болотах и об их охране Извлечение необходимой информации из текстов; по-становка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов дея-тельности при решении про-блем поискового характера

31

25.12 Растениевод-ство в нашем крае.

Практическая работа №19 «Рассматри-вание гербар-ных экземпля-ров полевых культур и их распознава-ние» Урок-исследова-ние Выявлять зависимость растениевод-ства в регионе от природных усло-вий.

Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу.

Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в герба-рии; различать зёрна зерновых куль-тур.

Различать сорта культурных расте-ний (на примерах, характерных для региона)

Наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений Рассказывать о растениевод-стве как об отрасли сельского хозяйства.

Называть сорта культурных растений.

Называть отрасли растение-водства в родном крае.

Называть правила ухода за культурными растениями Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.

Сотрудничество с учителем и учащимися

32 26.12 Проверим се-бя и оценим свои достиже-ния.

Промежу-точная ди-агностиче-ская работа Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правиль-ность/неправильность предложенных ответов.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами Оценивать свои достижения Поиск и выделение необхо-димой информации; структу-рирование знаний; осознан-ное и произвольное построе-ние речевого высказывания в устной и письменной форме

3 четверть (20 часов)

33 Животновод-ство в нашем крае Выявлять зависимость животновод-ства в регионе от природных усло-вий.

Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, го-товить сообщения, представлять их классу.

Различать породы домашних живот-ных (на примерах, характерных для региона).

Наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяй-ственными животными Рассказывать о животноводст-ве как об отрасли сельского хозяйства.

Называть породы домашних животных.

Называть отрасли животно-водства в регионе и рассказы-вать об их развитии Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.

Осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания, аргументация своего мнения и позиции в ком-муникации

34 Презентация проектов.

Тест № 3 Урок-проект Извлекать информацию из дополни-тельных источников.

Посещать музеи, обрабатывать ма-териалы экскурсий.

Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых.

Готовить иллюстрации для презента-ции проекта (фотографии, слайды, рисунки).

Готовить тексты сообщений.

Выступать с сообщением в классе.

Оценивать свои достижения по вы-полнению проекта и достижения то-варищей Выполнять презентацию проек-тов с демонстрацией иллюст-раций и других подготовленных материалов Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.

Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащи-мися

Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов)

35 Начало исто-рии человече-ства Урок изуче-ния нового материала Знакомиться с разворотом «Наши проекты», выбирать проекты для вы-полнения.

Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории.

Обсуждать роль огня и приручения животных.

Рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на тер-ритории региона Рассказывать о первобытном обществе, о первобытном ис-кусстве.

Понимать роль археологии в изучении первобытного обще-ства.

Объяснять значение выражения «первобытные люди».

Использовать «ленту времени» Постановка и формулирова-ние проблемы, самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис-кового характера.

Поиск и выделение необхо-димой информации. Структу-рирование знаний

36 Мир древно-сти: далёкий и близкий Урок изуче-ния нового материала Определять по «ленте времени» длительность Древнего мира.

Находить на карте местоположение древних государств.

Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, гото-вить сообщения и презентовать их в классе.

Обобщать сведения о древних госу-дарствах, их культуре, религиях, вы-являть общее и отличия.

Понимать роль появления и развития письменности в древности для раз-вития человечества, сопоставлять алфавиты древности Рассказывать о Древнем Егип-те, Древней Греции, Древнем Риме, об их культуре и религии.

Использовать «ленту времени».

Понимать роль археологиче-ских находок для изучения ис-тории древних государств.

Объяснять значения слов и выражений: «Древний мир», «иероглифы», «пирамиды» Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.

Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащи-мися

37 Средние века: время рыца-рей и замков Урок изуче-ния нового материала

Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья.

Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в средневековье.

Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности совре-менных городов.

Сопоставлять исторические источни-ки по изучению Древнего мира и средневековья.

Развивать воображение, реконструи-руя быт и рыцарские турниры средневековья.

Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов Рассказывать о Средних веках в истории Европы, о возникно-вении городов.

Сопоставлять мировые рели-гии.

Рассказывать о рыцарях и замках.

Понимать важность изобрете-ния книгопечатания для чело-вечества.

Объяснять значения слов и выражений: «Средние века», «христианство», «ислам», «буддизм», «рыцарь», «замок» Поиск и выделение необхо-димой информации, установ-ление причинно-следственных связей, струк-турирование знаний; пред-ставление полученной ин-формации; оценка результа-тов работы.

Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащи-мися

38 Новое время: встреча Евро-пы и Америки Урок изуче-ния нового материала

Определять по «ленте времени» длительность периода Нового вре-мени, сопоставлять её с длительно-стью Древнего мира и средневеко-вья.

Сопоставлять жизненную филосо-фию людей в средневековье и в Но-вое время.

Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени.

Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего ми-ра, средневековья и Нового времени.

Обсуждать роль великих географи-ческих открытий в истории человече-ства.

Развивать воображение, реконструи-руя историю технических изобрете-ний в Новое время

Рассказывать о Новом време-ни в истории Европы,

Понимать значение развития предпринимательства.

Характеризовать научные от-крытия и технические изобре-тения Нового времени.

Прослеживать по карте мар-шруты Великих географических открытий.

Называть выдающихся людей Нового времени.

Работать с географической картой

Определение последова-тельности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания в устной и письмен-ной форме

39 Новейшее время: исто-рия продол-жается сего-дня.

Тест № 4 Урок изуче-ния нового материала

Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени.

Характеризовать значение исследо-вания Арктики и Антарктики для раз-вития науки.

Рассказывать о развитии парламен-таризма и республиканской формы правления.

Рассказывать о об освоении космоса, об изобретении ядерного оружия, Первой и Второй мировой войнах Рассказывать об исследовани-ях Арктики и Антарктики.

Характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира.

Называть научные открытия и технические изобретения ХХ – ХХI веков.

Называть выдающихся людей Новейшего времени.

Понимать, что ХХ столетие – это время двух самых крово-пролитных войн

Определение последова-тельности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания в устной и письмен-ной форме

Раздел «Страницы истории России» (20 часов)

40 Жизнь древних славян Урок изуче-ния нового материала

Анализировать карту расселения племён древних славян.

Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени.

Характеризовать верования древних славян.

Моделировать древнеславянское жилище Показывать на карте террито-рии расселения древних сла-вян.

Рассказывать о жизни древних славян

Определение последова-тельности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания в устной и письмен-ной форме

41 Во времена Древней Руси Урок изуче-ния нового материала

Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширении территории государства в IХ – ХI ве-ках.

Характеризовать систему государст-венной власти в IХ – ХI веках в Древ-ней Руси.

Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси.

Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения.

Анализировать былину об Илье Му-ромце как отражение борьбы Древ-ней Руси с кочевниками Называть столицу Древней Руси.

Понимать значение принятия Русью христианства.

Объяснять значения слов и выражений: «великий князь», «бояре», «дружина», «Креще-ние» Определение последова-тельности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания в устной и письмен-ной форме

42 Страна горо-дов Урок фор-мирования умений и навыков Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характери-зовать их местоположение, оборони-тельные сооружения, занятия горо-жан, систему правления, находки бе-рестяных грамот в Новгороде.

Развивать воображение, реконструи-руя жизнь древних новгородцев.

Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде.

Характеризовать значение летописи об основании Москвы как историче-ского источника Объяснять важность находок археологами берестяных гра-мот.

Объяснять значение летописи об основании Москвы.

Сопоставлять жизнь двух главных городов Древней Руси

Поиск и выделение необхо-димой информации, установ-ление причинно-следственных связей, струк-турирование знаний; пред-ставление полученной ин-формации; оценка результа-тов работы.

Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащи-мися

43 Из книжной сокровищницы Древней Руси Урок изуче-ния нового материала

Обсуждать роль создания славян-ской письменности для распростра-нения культуры в Древней Руси.

Характеризовать состояние грамот-ности на Руси после создания сла-вянской азбуки.

Выявлять роль летописей для изуче-ния истории России.

Характеризовать оформление руко-писных книг как памятников древне-русского искусства.

Сопоставлять оформление древне-русских книг с современными.

Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры Называть имена создателей славянской азбуки.

Объяснять значение слова «летопись».

Объяснять роль летописей для изучения истории России.

Объяснять роль рукописной книги в развитии русской куль-туры

Извлечение необходимой ин-формации из текстов; поста-новка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися

44 Трудные вре-мена на Рус-ской земле Урок изуче-ния нового материала

Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь.

Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия.

Описывать по иллюстрациям учебни-ка вооружение древнерусских и мон-гольских воинов.

Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками.

По иллюстрациям учебника сравни-вать вооружение русских и немецких рыцарей.

Выказывать своё отношение к лично-сти Александра Невского Рассказывать о монгольском нашествии.

Объяснять значения слов и выражений: «дань», «хан», «Золотая Орда».

Рассказывать об Александре Невском.

Описывать вооружение воинов: древнерусских, монголо-татарских, рыцарей-крестоносцев Определение последова-тельности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания, аргументация своего мнения и позиции в ком-муникации

45 Русь расправ-ляет крылья Урок фор-мирования умений и навыков Приводить факты возрождения севе-ро-восточных земель Руси.

Рассказывать о Москве Ивана Кали-ты.

Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы.

Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления Приводить факты, свидетель-ствующие о возрождении Севе-ро-Восточной Руси.

Рассказывать, чем известен в истории Иван Калита.

Объяснять значение слова «монастырь» Поиск и выделение необхо-димой информации, установ-ление причинно-следственных связей, струк-турирование знаний; пред-ставление полученной ин-формации; оценка результа-тов работы

46 Куликовская битва Урок изуче-ния нового материала Прослеживать по карте передвиже-ния русских и ордынских войск.

Составлять план рассказа о Куликов-ской битве.

Отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы.

Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского.

Рассказывать о поединках богатырей Рассказывать о Куликовской битве по составленному плану.

Моделировать ход Куликовской битвы.

Осознавать роль Куликовской битвы в истории России Извлечение необходимой информации из текстов; по-становка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов дея-тельности при решении про-блем поискового характера.

Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащи-мися

47 Иван Третий Урок изуче-ния нового материала Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды.

Описывать по иллюстрациям в учеб-нике изменения в облике Москвы.

Обсуждать значение освобождения от монгольского ига.

Отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство Рассказывать о возникновении единого независимого Россий-ского государства со столицей в Москве, об укреплении эконо-мики.

Понимать значение освобож-дения от монгольского ига Постановка и формулирова-ние проблемы, самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис-кового характера

48 Мастера пе-чатных дел Урок-исследова-ние Обсуждать, как повлияло начало кни-гопечатания на развитие просвеще-ния и культуры в России.

Сопоставлять современные и перво-печатные учебники по иллюстрациям.

Развивать воображение, «обучая грамоте» учеников ХVII века Рассказывать о первопечатни-ке Иване Фёдорове и изданиях первых русских учебников.

Объяснять значение слов: «книгопечатание», «первопе-чатники» Постановка и формулирова-ние проблемы, самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис-кового характера.

Поиск и выделение необхо-димой информации. Структу-рирование знаний

49 Патриоты России Урок изуче-ния нового материала Обсуждать значение организации народного ополчения и освобожде-ния Москвы от польской интервен-ции.

Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы.

Рассказывать об этом событии от имени участника ополчения Осознавать роль борьбы за независимость в начале ХVI века в истории России.

Объяснять значение выражения «народное ополчение» Извлечение необходимой ин-формации из текстов; поста-новка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися

50 Пётр Великий Урок-исследова-ние Извлекать из дополнительной лите-ратуры и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике.

Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.

Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим.

Отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей.

Находить на карте приобретения го-рода, основанные Петром I.

Выказывать своё отношение к лично-сти Петра Великого Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника.

Понимать, почему Пётра I на-зывают Великим.

Рассказывать об основании града Петра Определение последова-тельности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания, аргументация своего мнения и позиции в ком-муникации

51 Михаил Ва-сильевич Ло-моносов Комбиниро-ванный урок Составлять план рассказа о М.В. Ло-моносове.

Прослеживать по карте путь М.В. Ломоносова из Холмогор в Москву.

Обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры

Отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университе-та.

Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В. Ломоносова Рассказывать о М.В. Ломоно-сове.

Понимать заслуги М.В. Ломо-носова в развитии науки и куль-туры Извлечение необходимой информации из текстов; по-становка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов дея-тельности при решении про-блем поискового характера

52 Екатерина Ве-ликая.

Проверочная работа №2 Комбиниро-ванный урок Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой.

Описывать достопримечательности Петербурга.

Сравнивать положение разных слоёв российского общества.

Рассказывать по учебнику о кресть-янской войне Е. Пугачёва.

Прослеживать по карте рост терри-тории государства.

Рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове.

Извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в ХVIII веке Рассказывать о Екатерине Второй.

Понимать, почему Екатерина Вторая стала называться Вели-кой.

Рассказывать о знаменитых военачальниках Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове

Выделение необходимой ин-формации; установление причинно-следственных свя-зей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точ-ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

4 четверть (16 часов)

53 Отечественная война 1812 года Комбиниро-ванный урок Отмечать на «ленте времени» Оте-чественную войну 1812 года.

Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной.

Обсуждать, почему после Отечест-венной войны 1812 года был воз-двигнут на Красной площади памят-ник Кузьме Минину и Дмитрию По-жарскому.

Извлекать из Интернета сведения о биографии героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе Рассказывать о Бородинском сражении.

Рассказывать о М.И. Кутузове.

Понимать, почему война 1812 года называется Отечественной.

Рассказывать о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском.

Объяснять значение выражения «Отечественная война» Определение последова-тельности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания, аргументация своего мнения и позиции в ком-муникации

54 Страницы ис-тории XIX века Комбиниро-ванный урок В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петер-бург и Москва» изучать текст учебни-ка, готовить сообщения и презенто-вать их на уроке.

Работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль.

Сопоставлять исторические источни-ки.

Извлекать из краеведческой литера-туры сведения о технических новше-ствах, появившихся в XIX веке в ре-гионе Называть технические новше-ства, которые изменили жизнь людей.

Понимать значение освобож-дения крестьян от крепостной зависимости.

Рассказывать о Петербурге и Москве после 1861 года. Определение последова-тельности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащи-мися

55 Россия всту-пает в XX век Комбиниро-ванный Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций.

Составлять план рассказа о событи-ях начала XX века и рассказывать о них по плану.

Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи.

Развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с учёным, каким он видит наступивший век Объяснять значение выражения «Гражданская война».

Рассказывать о Первой миро-вой войне, Февральской и Ок-тябрьской революциях

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.

Сотрудничество с учителем, родителями и учащимися

56 Страницы ис-тории 1920 – 1930-х годов Комбиниро-ванный Знакомиться по карте СССР с адми-нистративно-территориальным уст-ройством страны.

Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям, знакомиться с симво-ликой герба СССР.

Сравнивать тексты гимнов дорево-люционной России, СССР и Россий-ской Федерации.

Знакомиться по фотографиям в Ин-тернете с обликом довоенных стан-ций метро. Рассказывать об образовании СССР.

Рассказывать о переходе предприятий в собственность государства, о борьбе с негра-мотностью, об изменениях в жизни города и деревни Определение последова-тельности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащи-мися

57 Великая война и великая По-беда Урок изуче-ния нового материала

Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану.

Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.

Прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны.

Делиться впечатлениями от фото-графий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы

Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны.

Понимать в чём значение По-беды в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.

Объяснять значение выражения «Великая Отечественная война»

Постановка и формулирова-ние проблемы, самостоя-тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характе-ра; анализ объектов с целью выделения признаков (суще-ственных, несущественных)

58 Великая война и великая По-беда Урок-исследова-ние

Выяснять в краеведческом музее, какой вклад внёс город (село) в По-беду.

Интервьюировать старших членов семьи об их участии в войне, как они встретили День Победы в 1945 году Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны.

Понимать в чём значение По-беды в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира Анализ объектов с целью вы-деления признаков (сущест-венных, несущественных); установление причинно-следственных связей, пред-ставление цепочек объектов и явлений

59 Страна, от-крывшая путь в космос.

Тест № 5 Урок изуче-ния нового материала

Извлекать из дополнительной лите-ратуры, Интернета информацию об освоении космоса.

Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года.

Прослушивать в записи песни, по-свящённые полёту Юрия Гагарина.

Знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космиче-скую тему.

Интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии стра-ны, о проблемах страны и семьи, от-бирать в семейном архиве необхо-димые фотографии, готовить сооб-щение и презентовать его в классе

Рассказывать о достижениях нашей страны в освоении кос-моса, о полёте в космос Юрия Гагарина.

Рассказывать о крупных строй-ках послевоенного времени в СССР.

Называть экологические про-блемы того времени.

Называть события, которые произошли в нашей стране в 1991 году

Выделение необходимой ин-формации; установление причинно-следственных свя-зей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точ-ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Раздел «Современная Россия» (9 часов)

60 Основной за-кон России и права челове-ка Урок изуче-ния нового материала

Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения.

Анализировать закреплённые в Кон-венции права ребёнка.

Обсуждать, как права одного челове-ка соотносятся с правами других лю-дей.

Готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учи-телей и учащихся), обсуждать их в классе Рассказывать о федеральном устройстве России.

Понимать, что такое Конститу-ция, о чём говорится во Всеоб-щей Декларации прав человека.

Объяснять значение слов: «федерация», «конституция», «конвенция»

Извлечение необходимой информации из текстов; по-становка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов дея-тельности при решении про-блем поискового характера.

Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащи-мися

61 Мы – граждане России Урок изуче-ния нового материала

Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Прави-тельства.

Следить за государственными дела-ми по программам новостей ТВ и пе-чатным средствам массовой инфор-мации.

Моделировать деятельность депута-та (вносить предложения по законо-проектам в ходе ролевой игры) Называть права и обязанности гражданина.

Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь

Извлечение необходимой информации из текстов; по-становка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов дея-тельности при решении про-блем поискового характера.

Строить рассуждения в фор-ме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

62 Славные сим-волы России Урок разви-тия умений и навыков Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его истори-ей, символикой, отличать герб Рос-сии от гербов других государств.

Знакомиться с Государственным флагом России. Его историей, с Красным знаменем Победы.

Выучить текст гимна России, знако-миться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гим-нов других государств.

Обсуждать, зачем государству нужны символы.

Моделировать символы своего клас-са, семьи Понимать, что такое «символ» и называть символы России.

Объяснять значение символов России в жизни государства и общества Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.

Сотрудничество с учителем и учащимися

63 Такие разные праздники Урок-исследова-ние

Знакомиться с праздниками и Памят-ными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого его гражданина.

Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отме-чаются в крае.

Рассказывать о своих любимых праздниках.

Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профес-сиями родителей Различать праздники государ-ственные, профессиональные, церковные, народные, семей-ные.

Приводить примеры праздников

Самостоятельное выделение и формулирование познава-тельной цели; структуриро-вание знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

64 Проверим се-бя и оценим свои достиже-ния за второе полугодие.

Итоговая диагности-ческая рабо-та Контрольно-обобщающий урок Выполнять задания; проверять свои знания Адекватно оценивать и анали-зировать свои знания/незнания Оценка — выделение и осоз-нание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

65 Путешествие по России

(по Дальнему Востоку, на просторах Си-бири) Урок-путешест-вие Знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами Рос-сии.

Совершать виртуальные экскурсии по Дальнему Востоку, по просторам Сибири с помощью Интернета, по-сещать музеи, осматривать памятни-ки истории и культуры.

Рассказывать по личным впечатле-ниям о разных уголках России, де-монстрировать фотографии, сувени-ры.

Пользуясь информацией из различ-ных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, на-родах России, знаменитых соотече-ственниках

Называть народы России.

Рассказывать об обычаях и традициях народов России.

Рассказывать о городах Рос-сии Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.

Сотрудничество с учителем и учащимися

66 Путешествие по России

(по Уралу, по северу евро-пейской Рос-сии)

Урок-путешест-вие Совершать виртуальные экскурсии по Уралу, по северу европейской России с помощью Интернета, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

Рассказывать по личным впечатлени-ям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры.

Анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику.

Пользуясь информацией из различ-ных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, на-родах России, знаменитых соотечественниках Называть народы России.

Рассказывать об обычаях и традициях народов России.

Рассказывать о городах Рос-сии Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.

Сотрудничество с учителем и учащимися

67 Путешествие по России

(по Волге, по югу России) Урок-путешест-вие Совершать виртуальные экскурсии по Волге, по югу России с помощью Интернета, посещать музеи, осмат-ривать памятники истории и культу-ры.

Рассказывать по личным впечатлени-ям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры.

Пользуясь информацией из различ-ных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, на-родах России, знаменитых соотечественниках Называть народы России.

Рассказывать об обычаях и традициях народов России.

Рассказывать о городах Рос-сии Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Поиск и выделение необхо-димой информации, структу-рирование знаний; представ-ление полученной информа-ции; оценка результатов ра-боты.

Сотрудничество с учителем и учащимися.

68 Презентация проектов Урок-конференция Извлекать информацию из дополни-тельных источников и Интернета.

Посещать музеи, обрабатывать ма-териалы экскурсий.

Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых.

Выступать с подготовленными сооб-щениями, иллюстрировать их на-глядными материалами.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои достижения и дости-жения других учащихся Представлять результаты проектной деятельности.

Формировать адекватную оценку своих достижений Моделирование — преобра-зование объекта из чувствен-ной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком-муникации

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2013.

2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях / Плешаков А.А., Крючкова Е.А. – М.: Про-свещение, 2012.

3. Окружающий мир. Тесты. 4 класс / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2013.

4. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов / Плешаков А.А., Румянцев А.А. – М.: Просвещение, 2012.

5. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2013.

6. От Земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.

7. Окружающий мир. 4 класс. Научный дневник / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.

РЕКОМЕНДУЕМ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ

1. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.

2. Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 4 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / С.В. Савинова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).

3. Окружающий мир. 4 класс. Интерактивные контрольно-измерительные материалы. Тетрадь-тренажер с электронным приложением / Авт.-сост.: С.В. Савинова – М.: Планета, 2014. – (Качество обуче-ния).

4. Окружающий мир. 4 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).

5. Окружающий мир. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).

6. Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / С.В. Братченко, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).

7. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).

8. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).


Архив
наши успехи
    Поздравляем Качнова Андрея обучающегося 6 "А" класса, занявшего 3-е место в соренованиях по 4-борью детского легкоатлетического клуба "Шипоска Юных"

    Поздравляем хореографический коллектив "Созвездие" (руководитель Пурвян А.И.) дипломанта II степени смотра-конкурса хореографических коллективов "Мы дарим танцы, свой талант тебе, любимый город!", посвящённого 850 - летию города Великие Луки.

    Поздравляем Левченко Светлану, учащуюся 10 класса за участие во всероссийской гуманитарной олимпиаде "Умники и умницы" в городе Псков

    Поздравляем!!! Ермакова Юрия, обучающегося 10 класса, за участие в муниципальной конференции исследовательских работ обучающихся.

    Поздравляем! Стародубцеву Евгению, обучающуюся 10 класса, занявшую III место в муниципальной конференции исследовательских работ обучающихся.

    Поздравляем!!! Левченко Светлану, обучающегося 10 класса, занявшую II место в муниципальной конференции исследовательских работ обучающихся.

    Поздравляем учащихся 6 "А" класса за участие в заочном этапе в городской краеведческой КВН-викторине "Равняйся на сильных, равняйся на смелых"

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.