182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МАОУ «Кадетская школа»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
     
ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

В конце 19-го и особенно в начале 20-го века в Российской империи начинается бурное развитие народного образования. Не обошли стороной эти процессы и наш край. В 1911 году в Пушкарской слободе, на юго-западном конце Дворцовой площади /до Великой Отечественной войны Парковой улицы не существовало/ возвели новое здание для женской учительской семинарии, но скоро это помещение перестало соответствовать необходимым требованиям, так как в нем «душно, тесно, отсутствует вентиляция, неравномерно распространяется тепло». В 1913 году женская учительская семинария радостно переезжала в специально для нее построенное новое здание /ныне Кадетская школа/. К нему прилегали здания для спецслужб, стадион и студенческие общежития. Но, к сожалению, заниматься в новом здании пришлось недолго. Началась первая мировая война, во время которой здание было использовано под госпиталь. После революции женская учительская семинария была преобразована в трехгодичные педагогические курсы /педучилище/, а затем в педагогический техни-кум, который просуществовал до Великой Отечественной войны /последний выпуск был в 1941 году/. В педучилище была прекрасная большая библиотека, кабинеты физики, химии, астрономии, биологии. В годы Великой Отечественной войны здание подверглось разрушению. Оче-видцы рассказывали, что высокие и широкие окна были заложены кирпичом в три яруса, при этом оставлены ниши для пулеметной стрельбы. На первом и втором этажах артиллерийские установки. Подходы к зданию заминированы. После войны здание восстановлено в тех же архитектурных формах, что и до войны. Здание педагогического техникума /ныне Кадетская школа/ было освобождено 31 декабря 1942 года солдатами 2-го батальона Третьей Ударной армии , а в мае 1981 года в здании школы был открыт музей Третьей Ударной армии, который работает и сейчас. Здание было построено специально для нужд образования. Первоначально вход в здание был со стороны улицы Парковой, который разделял здание на две равные части. Здание было без архитектурных излишеств. После Великой Отечественной войны вход был перенесен с южной части здания в восточную и украшен колоннами на четырехугольных кубах. Между колоннами находятся ниши. Замыкает это сооружение треугольный фронтон, то есть внешний интерьер выполнен в классическом архитектурном стиле. 21 июня 1949 года Исполнительный комитет Великолукского городского Совета депутатов трудящихся принимает решение № 600 «Об открытии семилетней школы городского отдела народного образования с присвоением ей номера 8». Принимал первых учеников директор Виктор Антонович Нарубень, впоследствии перешедший на преподавательскую работу учителем математики. Расписание уроков на 1 сентября 1949 года составила завуч Антонина Александровна Сафронова, которая вела уроки истории. В школе было открыто 19 классов-комплектов: 8 начальных и 11 – 5-7-х. Всего было зачислено 740 учащихся, из которых 176 обучались в 1-4 классах, а 233 ученика – в 5-х классах. Педагогический коллектив школы представляли 21 учитель, среди них были: Елена Павловна Богданова – учитель математики, Мария Павловна Зазыкина – учитель географии, Антонина Александровна Сафронова и другие. Первые выпускники-семиклассники: Г.Е.Раенкова, Антонина Алексеевна Торопецкая (Гавриленко) – медсестра детской больницы, Маргарита Леонидовна Иванова (Селецкая) – учитель начальных классов из г.Николаева, Михаил Лопаткин – военнослужащий, Виктор Красовский – моряк, Александр Павлов – позднее окончил институт цветных металлов. 1 сентября 1950 года школа получает статус средней, а в 1953 году состоялся первый выпуск уже средней школы № 8. В настоящее время к школе сделаны две пристройки / 1963г. и 2001г./ В 2003 году исполнилось 90 лет с тех пор как построено здание школы. За этот период школой руководили директора Ефремов Николай Степанович, Левицкая Анна Петровна, Шулаева Лидия Николаевна, Алексеев Владимир Александрович. С 2007 года школу возглавляет Гоголев Игорь Викторович. Учебно-воспитательную работу направляли Шимакова Элеонора Петровна, Беззубова Елена Владимировна, Русских Диана Васильевна, Коренькова Инна Ивановна, Демиховская Наталья Ивановна, Павлова Лариса Николаевна.Педагогический коллектив, решал задачи обучения и воспитания учащихся в свете тех задач, которые ставились руководством страны перед школой. А это и вопросы качества знаний учащихся, трудового воспитания и профориентации, создание и работа в общественных советах по месту жительству и микрорайону школы; военно-патриотического воспитания учащихся; укрепление и расширение материально-технической базы школы и др. Решить эти проблемы школа могла только добросовестным, творческим трудом педагогического коллектива, его общественных организаций, комсомола и пионерской организации «Молодая гвардия». Учителя школы самоотверженно трудились на педагогическом поприще. Благодаря усилиям учителя технического труда Россиневича Ивана Александровича, начавшего работать учителем ещё в первые годы становления Советской школы, и его помощников Трейара Роберта Августовича, Безродного Петра Сергеевича, Тимофеева Владимира Гавриловича, помощи шефов – завода «Торфмаш», швейной фабрики, были созданы и оборудованы столярная, слесарно-токарные мастерские, кабинет домоводства. Поделки учащихся постоянно экспонировались на выставках технического творчества учащихся, прикладного искусства, городских ярмарках. Петушок Леонид Андреевич, учитель истории, организатор внешкольной и внеклассной работы, человек глубоко интеллегентный, как внутренне, так и внешне, интересный собеседник, всегда окружённый учащимися, один из основателей краеведческого отдела школьного музея – отдела истории г.Великие Луки. Под его руководством впервые был воссоздан макет городской крепости, впоследствии переданный в краеведческий музей города. Руководил отделом по работе с родителями учащихся в Общественном совете микрорайона школы, отличник народного просвещения РСФСР. Кузьмина Екатерина Ивановна, учитель истории, подлинный создатель и руководитель школьного музея ЗУА. Человек творческий, увлечённый, все своё свободное время проводившая в походах и экскурсиях по местам боевой Славы Советской Армии (ЗУА) и партизанских отрядов, встречах с участниками боевых операций, переписка с ветеранами – вся её деятельность привела к созданию музея ЗУА Совета музея, который стал организатором многих дел патриотического воспитания учащихся. Продолжателем её дела в работе музея стала её ученица Богомолова Светлана Викторовна. Ханина Людмила Владимировна, отличник народного Просвещения РСФСР и СССР, учитель словесности и по должности и по призванию, первопроходец в применении технических средств на уроках, автор многих школьных литературных вечеров, олимпиад, конкурсов. Многие её ученики были победителями городских и областных школьных олимпиад по литературе; многие пошли по стопам своего учителя – сами стали учителями русского языка и литературы. Сухоруков Иван Васильевич, заслуженный учитель РСФСР, учитель физики. Его ученики – неоднократные участники и победители городских и областных выставок технического творчества школьников. Кузьмина Лидия Николаевна, заслуженный учитель РСФСР, учительница начальных классов. Её классы отличались не только хорошими знаниями, но и только им присущей культурой поведения и общения. В разные годы школу окончили известные, уважаемые в нашем городе люди: Егоров Пётр Иванович – директор ПАТП; Слесарев Сергей Иванович – генеральный директор завода ЛРЗ; Корнилова Людмила Васильевна – директор драмтеатра; Копшинова Людмила Михайловна – начальник горфинотдела; Тимофеева Галина Николаевна – председатель ОАО «КБ Великие Луки Банк»; Гололобова Галина Андреевна – директор средней школы № 13; Козлов Сергей Дмитриевич – директор МОУ «Гимназия»; Тугов Юрий Александрович – директор ЗАО «ПМК – 1 Великолукское»; Кудрявцева Валентина Георгиевна – врач-кардиолог; Берзин Вячеслав Петрович – врач; Берзин Анатолий Петрович – инженер; Горбунова Лариса Николаевна – зав. читальным залом филиала № 7 библиотеки; Каухова Антонина Георгиевна – зам. директора средней школы № 4. Всем в городе известно имя нашей выпускницы 1976 года, учителя русского языка и литературы гимназии Любови Васильевны Лобановой. Путь к вершине её творчества, точно так же, как и у её одноклассника Игоря Волкова, актёра, одна из главных ролей которого – роль Михаила Ломоносова в одноимённом телефильме – был предопределён в школе. Много событий произошло за эти годы. Менялись правительства, исчезло с лица земли великое государство, которое дало жизнь школе, сотни юношей и девушек получили аттестаты зрелости, а в школьных коридорах по-прежнему звенят весёлые детские голоса. На смену родителям в школьные классы приходят дети, а детей сменяют внуки… Наша школа сильна педагогами. Частицу души оставили своим ученикам Шу-лаева Лидия Николаевна – бывший директор, Кузьмина Екатерина Ивановна, Шимакова Э.П., Никифорова А.В., Завадская А.А., Панова Н.Н., Калласс Э.М., Соловьёва Э.М., Богданова Е.П., Берзина Н.И., Ковригина А.А., Олисова Л.А., Кузьмин К.В., Трофимова А.А., Зайцева А.Г., Иофик Р.Ф., Мамаева Н.И. (фельдшер), Давыдова Л.А., Смирнова З.И., Гусарова Т.А., Кузьмина Л.Н., Ханина Л.В., Русских Д.В., Тимофеев В.Г., Семёнова Е.С., Беззубова Е.В., Алексеев В.А. И сегодня продолжают традиции Кадетской школы её бывшие ученики, вернувшиеся в родную школу в качестве учителей – Кораблёва (Васильева) Ирина Алексеевна, Исык Лариса Николаевна, Кондрашёва Ирина Васильевна, Павлова (Кудрявцева) Лариса Николаевна и Малюгина (Пакрамович) Мария Фёдоровна. История школы продолжается. Квалифицированный коллектив сохранил и приумножает традиции, заложенные первыми учителями. Среди них Демиховская Наталья Ивановна, первый заместитель директора по УВР, Кучер Ирина Юрьевна, руководитель музея, учитель математики, Минченкова Нина Викторовна, председатель профсоюза школы, учитель биологии и географии, Чечелов Сергей Сергеевич, учитель физической культуры, Бедрина Наталья Евгеньевна, учитель музыки, Магарамов Ратмир Хуршидович, военный руководитель, Аввакуменков Алексей Алексеевич, педагог дополнительного образования. Несмотря на трудности последних лет, школа благодаря поддержке со стороны Администрации города, Управления образования, продолжает жить и развиваться как Кадетская школа. Идея в форме гипотезы о создании Кадетской школы была вынесена на педагогический совет школы № 8 17 января 2007 года – в день освобождения Великих Лук от немецко-фашистских захватчиков. Решение пед.совета было одобрено Управляющим Советом школы. На тот момент реализация идеи в конечный продукт многим казалась утопической идеей. Первое – было принято политическое решение о начале создания долгосрочного проекта. Начался поисково-исполнительский этап. Перед началом проектирования проекта «Кадетская школа» в короткие сроки был изучен опыт кадетского движения в России (история, интернет, посещение московских кадетских корпусов) для создания теоретической модели конечного продукта и составления пооперационного плана реализации практической части проекта. Экспертная группа в апреле 2007 года на городском экспертном совете защитила первый промежуточный этап проекта – его теоретическую составляющую с постановкой задач. При Администрации города, Управлении образования была создана рабочая группа по созданию поэтапного плана реализации проекта с еженедельным отслеживанием. В это же время была организована информационная поддержка проекта создания «Кадетская школа». Были задействованы 4 городские газеты, два Великолукских телеканала, областной телеканал, проводились расширенные советы школ, родительские собрания, заключались договора о совместной проектной деятельности с региональным МЧС, академией физической культуры и спорта, партией «Единая Россия», советами ветеранов, РОСТО, военным комиссариатом, Псковским землячеством г.Москвы, кадетскими корпусами, академией ПВО г.Смоленска, ОД КБ, журналом «Солдаты России», поисковыми отрядами. Мы хорошо понимали, что для успешного проекта необходима консолидация сил на самых разных уровнях. От соседей школы до генерального штаба. К реализации проекта были подключены все структуры МЧС с выходом делегации на заместителя Министра РФ по ЧС. Задействованы советы инвалидов, афганцев, других советов интернациональных конфликтов. Задействован был административный ресурс Управления образования города и Администрации города, которые по своим каналам организовали подключение областных структур и передачу личных деловых контактов. На основании Распоряжения Администрации города Великие Луки № 1163-р от 24.05.2007 года наименование муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8» было изменено в муниципальное образовательное учреждение «Кадетская школа» и утверждён Устав в новой редакции. Началось создание проектного продукта – Кадетской школы образовательного учреждения, целью которого является подготовка воспитанников к военной и гражданской службе. Это практическая цель. Педагогической же целью является создание условий для нравственного формирования личности на основе патриотического и физического воспитания, формирование самодисциплины на основе создания уставных параметров дисциплины и порядка. Составляющими компонентами кадетства являются форма, содержание, дух. Мы хорошо понимали и понимаем, что создать форму, то есть внешние атрибуты легче всего. Наполнить школу новым содержанием сложно, но можно. Наполнить форму и содержание духом сложнее всего. За короткий и очень напряжённый период работы решались вопросы создания необходимых условий для открытия нового учреждения. Был подготовлен весь пакет нормативных документов. По учебно-материальной базе привели в соответствие существующие помещения, проведя серьёзные капитальные ремонты. Спортивный зал, борцовский зал, тренажёрный зал (сейчас создаётся второй), стрелковый тир – 60 метров, строевой плац, кабинеты автодела, основ военной подготовки, МЧС, актовый зал, зал Воинской славы России. Сделана проектная документация на военно-спортивную полосу, заключены договора на совместное использование спортивных сооружений академии физической культуры и спортивного комплекса «Строитель», использование пожарной полосы препятствий. Планируется создание казармы для иногородних воспитанников. Приобретено необходимое спасательное оборудование, учебное оружие, оружие для фехтования, ножи для метания, пейнтбольное оборудование. С помощью администрации решены вопросы по форме. В школе 2 вида формы: парадная и повседневная. Одной из самых главных составляющих работы Кадетской школы является кадровый вопрос. Учреждение кроме обязательной общеобразовательной программы должно давать дополнительную специальную подготовку в виде дополнительных предметов и спецкурсов. Школа работает в 6-ти дневном режиме, так как основной упор мы делаем на МЧС, то в качестве научного руководителя мы привлекли кандидата наук, работающего над докторской диссертацией по школе выживания. В качестве консультантов мы привлекли работников МЧС и военкомата, заместителем директора по кадетской подготовке – генерал-майора, военным руководителем – участника 2-х миротворческих компаний, имеющего педагогическое образование. Основной учитель физической культуры – действующий мастер спорта, абсолютный чемпион области по каратэ, кроме того, ОБЖ, автодело. На сегодня в штатном расписании кадетским образованием в школе занимается 8 мужчин. При открытии казармы появятся должности офицера-воспитателя. Само Кадетское образование строится следующим образом. 1-4 классы являются предкадетскими. Они также носят форму, но без знаков различия. Кадетская школа решает задачи по интеллектуальному, культурному, физическому и нравственному развитию обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, созданию основы для дальнейшего служения Отечеству на гражданском и военном поприще. Воспитанники с 5 класса получают кадетскую подготовку. Основное условие приёма в 5 класс – состояние здоровья. 9 класс – предпрофильный, 10, 11 классы – профильные, работают по программе «Спасатель». День рождения кадетской школы - 7 сентября 2007 года. В этот день у Вечного огня школе было вручено Кадетское Знамя, которое было изготовлено Псковским землячеством в г.Москве и освящено. С сентября 2007 года школа № 8 стала муниципальным образовательным учреждением «Кадетская школа» со всеми правами юридического лица и регистрацией во всех необходимых инстанциях. Был скорректирован учебный план, введена система специальных курсов и дополнительных предметов. Сверх образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования, реализуемых в соответствии с государственными образователь-ными стандартами, кадетская школа может разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на патриотическое и физическое воспитание кадет, на получение ими на профильном уровне начальных знаний в области обороны государства, воинской обязанности граждан и подготовки по основам военной службы. В патриотическом и гражданском воспитании педагогический коллектив видит мощный потенциал формирования и развития коммуникабельности, деловой и нравственной культуры учащихся, воспитание личности гуманной, креативной, способной не только мыслить, но и творить, созидать, сострадать. Дополнительное образование в кадетской школе осуществляется целенаправ-ленно, системно, интегрировано. Оно опирается на результаты современных педагогических исследований развития личности подростков; формирование опыта их субъектной самореализации в воспитывающей среде школы, на профессиональную педагогическую поддержку личностного развития. Дополнительное образование в кадетской школе является частью образовательного процесса и направлено на развитие индивидуальных, творческих, исследовательских, духовных, физических и других способностей личности. В систему дополнительного образования входит комплекс учебно-воспитательных занятий, обязательных для каждого обучающегося, цель которых – социальная адаптация воспитанников, достижение единства обучения, воспитания и развития, обеспечение эмоциональной насыщенности жизни кадет. Дополнительное образование предполагает личностное самоопределение подростка. С этой целью воспитывающая среда кадетской школы реализует принцип развития базовых потребностей обучающихся: в самореализации, во взаимодействии, в уважении и признании. Образовательным учреждением определена необходимость развития разнообразных видов деятельности: 1.Научно-техническое направление. Автодело; Факультатив по иностранному языку. 2.Естественно-научное направление. Экологический клуб; Клуб любителей химии «ОЗОН»; Факультативы по математике. 3.Военно-патриотическое направление. Клуб-музей «Поиск»; Клуб «Наследники Гиппократа»; Клуб «Юный стрелок»; Клуб туристов «Компас». 4.Военно-спортивное направление. Секции различных видов борьбы, аэробики, настольного тенниса, шахматы, футбола; Рукопашный бой; «Школа выживания». 5.Оборонно-спортивный лагерь. 6. Художественно-эстетическое направление. Бальные танцы; Хоровое пение; Вокальное пение; Изобразительное искусство (изостудия); Ритмика. В деятельности кадетских классов определено внедрение целевых программ воспитания: «Здоровье», «Культура», «Мужское воспитание», «Социальная практика кадет», а также программы формирования эмоционально-целестных отношений. Специальный курс «Военное многоборье» создан для подготовки к Всероссийским сборам молодёжных военно - патриотических организаций под эгидой организации договора коллективной безопасности и журнала «Солдаты России». Первы сбор прошёл под городом Великие Луки. Участие приняли 16 команд России. Москва, Красноярск, Ярославль, Нижний Новгород и т.д. Гостями сбора были команды Одессы, Приднестровья, Сербии. Команда заняла 3 место после команд Ярославля и Нижнего Новгорода, завоевав путёвку на финальный сбор команд договора коллективной безопасности на озере Иссык-Куль в Киргизии, где команда заняла первое место в составе сборной России. На этих соревнованиях нас, единственную школу из России, пригласили на сбор военно-патриотических организаций республики Беларусь. В 2008 году как гости мы выступили вне зачёта двумя командами и выступили успешно. В 2009 году мы приняли полноправное участие в Гродно и заняли 3-е общекомандное место, в таких видах соревнований как «Строевая подготовка», «Стрелковая подготовка», «Сборка и разборка автомата» наша команда была первой, а в преодолении полосы препяствий - третьей. В сентябре 2008 года мы участвовали на соревнованиях в 76 десантной Черниговской дивизии г.Пскова, посвящённых 100-летию со дня рождения основателя ВДВ Василия Маргелова, и заняли 2 место, пропустив команду Ханты-Мансийска, ребята которой на 2 года были старше наших кадет. Уровень этих соревнования также был общероссийским. Мы обошли команды многих областных центров, а также г.Пскова и г.Острова. Школа участвует во всех парадах, митингах, входит в кадетское братство России. Постепенно в школе вводятся всё больше элементов уставных отношений. На начало и конец урока сдаются рапорта командирами классов. Приём пищи также проходит организованно. Организуются летние и зимние сборы кадет. Летние сборы в течение 2-х не-дель были организованы в г.Смоленске на базе академии Противовоздушной береговой обороны в полностью армейских полевых условиях. Следующий этап развития кадетской школы рассчитан на 3 года. Целью этого этапа является создание на основе школы Кадетского корпуса и вхождение в реестр кадетских корпусов России с переходом на федеральное финансирование. Важная особенность Кадетской школы – стремление создать уникальную модель образовательного учреждения, разработать новое содержание образования, применение современных технологий обучения, создание оптимальных условий для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формирование основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, осуществление профилизации общего образования в школе. Кадетская школа – это постепенный подъём ребёнка к вершине, где каждая ступенька требует от него определённых усилий и служит опорой и поддержкой на пути решения усложняющихся задач. Если на каждой ступеньке ребёнок будет решать для себя разные жизненные задачи, а школа помогать ему, то это значит, что школа идёт от интересов и возможностей детей к решению главной задачи – воспитание гражданина, готового служить своему Отечеству.


наши успехи
    Первенство Псковской области по боксу

    Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ

    Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ

    Технический калейдоскоп

    Городской конкурс посвященный Дню матери

    Всероссийская олимпиада школьников

    Спортивное ориентирование

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.