182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ Детский сад № 26 «Колобок»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / МЕТОДИКА И ОПЫТ /  
4 января 2009

«Леворукий ребенок в праворуком мире».

Консультация для педагогов

«Леворукий ребенок в праворуком мире».

Еще два три поколения назад на левшу смотрели косо настолько, что это порождало у ребенка самый настоящий комплекс неполноценности. Целый ряд наблюдений показал, что дети, которые наперекор врожденным свойствам пытались перейти к пользованию правой рукой вместо левой, нередко не только начинали заикаться, но и теряли уверенность в себе, становились неврастениками. Теперь же большинство людей понимают сущность этого явления и спокойно относятся к нему.

Хотя и возникает для окружающих некоторые неудобства, когда человек больше действует левой рукой, чем правой, само по себе это не имеет в жизни никакого значения. Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, так как переучивание, как уже говорилось ранее, может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья.

В каком же возрасте нужно определять ведущую руку? Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4-5 лет. Начиная с 16-20 недель и до 2-х лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.

Перечень упражнений для детей младшего возраста: открывание коробочки, «колодец», вращательные движения, развязывание узелков, протирание тряпкой доски, поднимание предмета.

Перечень упражнений для детей среднего и старшего возраста: переплетение пальцев рук, «поза Наполеона», аплодирование, рисование, игра в мяч, сила каждой руки и др.

Сегодня уже известны причины возникновения леворукости, но у нас нет доказательств, что это явление наследственное, как многие полагают. Единственная опасность тут кроется в попытках преодолеть леворукость. Некоторые родители считают, что их дети должны справиться с ней сами и тем самым они будут ограждены от трудностей. Обычно это редко удается, а у ребенка неизбежно возникает ощущение, будто родители его «не принимают». Поэтому важно воспринимать ребенка таким, каков он есть, и тогда леворукость не превратится в проблему.

Главным препятствием на пути к спокойному принятию педагогами и родителями леворукости малыша является высокий количественный перевес окружающих людей в пользу правшей: родители из самых лучших побуждений стремятся подготовить своего «необычного» ребенка к жизни в праворуком мире.

Необходимо так же отметить, что отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе, так как леворукого ребенка в школе учат так же, как и праворукого, не опираясь на специальные методики обучения для левшей.

Особые трудности у леворуких детей вызывает обучение письму. Основная трудность, характерная для леворуких детей при обучении письму, связана с тем, что русское письмо основано на звуко-буквенном анализе, тогда как большинство левшей более склонно к формированию целостных образов слов и с трудом проводят послоговый и побуквенный анализ слова.

Однако, с какими бы трудностями ни столкнулся Леворукий малыш и в детском саду, и в школе, он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет постоянно ощущать родительскую поддержку, понимание и любовь, а так же не будет чувствовать негативного отношения к леворукости у людей, чье мнение ему дорого.

В настоящее время существует несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенными является метод количественной оценки с помощью вопросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий.

Наиболее типичные тесты:

• «Переплетение пальцев рук»;

• «Поза Наполеона»;

• «Открывание коробочки»;

• «Выполнение вращательных движений»;

• «Аплодирование;

• «Плечевой тест»

Далее, я предлагаю выполнить кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие (мозолистое тело). Данные упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания.

• «Колечко»;

• «Кулак – ребро – ладонь»;

• «Ухо – нос»;

• «Дыхательные упражнения».

Существует так же антистрессовый кинезиологический комплекс упражнений. Учитывая, что стресс – это психофизиологическое состояние, сопровождающееся нарушением межполушарного взаимодействия и нейрогуморальной регуляции, исключить его последствия возможно при помощи этого комплекса.

• «Постукивание»;

• «Генератор энергии»;

• «Океанский берег».



Архив
наши успехи
    Награда за творчество

    Всероссийский семинар «Оценка качества дошкольного образования"

    Успехи наших талантливых воспитанников

    Всероссийская научно-практическая конференция"Современные проблемы образования: поиск, практики, решения" г.Санкт-Петербург

    Повышение квалификации Цветкова Е.А.

    Повышение квалификации Тимофеева С.А.

    Всероссийская олимпиада "Педагогическая практика"

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.