26 мая 2013
ЗДОРОВЬЕ
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребёнка, обеспечивающим единство его физического и психического развития, в значительной мере определяющим его успешность и готовность к обучению в школе. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают позитивные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. В нашем дошкольном учреждении накоплен положительный опыт интеграции деятельности различных специалистов (воспитателей, инструкторов физического воспитания, медицинского персонала) по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Уже несколько лет в работе с детьми мы применяем традиционные и инновационные формы работы, направленные на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его воспитания, образования и развития. Различные технологии сохранения и стимулирования здоровья детей, посещающих наш детский сад, коррекционные технологии в работе с детьми, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, нарушения слуха, а также формируем у детей ценностное отношение к здоровому образу жизни, знакомя их со следующими понятиями: • Здоровьесбережение: организация предметно-развивающей среды, способствующей двигательной активности ребёнка, обеспечение полноценным сбалансированным питанием, организация оптимального двигательного режима дня; • Здоровьеукрепление: закаливание, обеспечение психологического комфорта; • Формирования здоровья ребёнка: воспитание потребности в здоровом образе жизни, взаимодействие с семьёй по укреплению здоровья ребёнка. Здоровьесберегающие технологии представлены в нашем учреждении следующими формами работы: - Технологии сохранения и стимулирования здоровья: бодрящая гимнастика, пальчиковая гимнастика гимнастика для глаз, кинезотерапия, занятия с использованием фитболов (больших гимнастических мячей), динамические паузы, подвижные и спортивные ( бадминтон, футбол, баскетбол, волейбол, хоккей и др.) игры, ходьба на лыжах, катание на велосипеде, ходьба на «тропе здоровья»; - Технологии обучения здоровому образу жизни: утренняя гимнастика, занятия физической культурой, спортивные игры, физкультурные досуги, праздники, весёлые старты совместно с семьями воспитанников, проведение дней здоровья, туристические походы, терренкур. - Коррекционные технологии: ЛФК, арт-терапия, сказкотерапия, гидромассаж стоп, массаж, физиотерапия, фитотерапия, кислородные коктейли, различные виды заливания. Одним из составляющих компонентов физкультурно – оздоровительной работы в МБДОУ № 26, является : туризм, терренкур, ориентирование на местности. Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребёнка. Туризм Выбрав самые красивые и интересные места нашей местности, инструктор по физической культуре Смирнова Е.С., инструктор ЛФК Овсянкина А.А. разработали туристические маршруты. Придумали программу ознакомления с природой так, чтобы дети могли наблюдать последовательность сезонных явлений, устанавливать причинно-следственные связи в них, постепенно овладевать знаниями и элементарными умениями природа-охранной деятельности человека. Во время туристических прогулок дети не только знакомятся с природой и достопримечательностями нашего города , но и много играют, собирают лекарственные растения, природный материал. Инструкторами разработаны сценарии туристических походов, прогулок, слётов на все времена года, и изготовили дидактические пособия и костюмы сказочных персонажей. В нашем детском саду стало традицией проведение туристических походов совместно с родителями. Также разработали тематические презентации для педагогов и родителей («Ваш ребенок идет в поход», «Туризм как средство оздоровления дошкольников», «Система занятий по туризму в детском саду», «Виды детского туризма»). Из ребят старшей группы был создан туристический отряд со своей эмблемой, флагом и гимном. Руками родителей созданы различные карты и планы местности. Туристические маршруты МБДОУ № 26: Малой протяженности: «Река Ловать» «Лесополоса на территории ДОУ» Средней протяженности: «Зона отдыха, парк Культуры и отдыха» «Лесной массив О. Дятлинка» Дальней протяженности: «Памятник Матросова» «Крепостной вал» . Терренкур Мы решили использовать всю территорию детского сада для оздоравливания наших детей и адаптировали эту программу для работы с детьми дошкольного возраста. Педагоги Е.С.Смирнова , А.А.Овсянкина, И.А.Риссамакина создали маршрут здоровья для детей разных возрастных групп. Дети бегут по змейке, ходят по следочкам, пенечкам и извилистой тропинке, подьемы и спуски на гору с переходами через « ручей» и по навесному мостику. Яркий, красочный терренкур привлекает внимание детей и взрослых, способствует созданию у них хорошего настроения на весь день. Эту работу мы предлагаем родителям продолжить дома. С этой целью инструкторами разработаны маршруты здоровья – терренкур для дома. Таким образом, используя терренкур, как одну из составляющих работы по укреплению здоровья детей, создания у них психологического комфорта, успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения мы решаем задачи воспитания и обучения. Очень важно учитывать возраст детей при настраивании темпа движения. Ориентирование на участке детского сада Изучение условных обозначений деревьев, кустов, оборудования, расцветка обозначений. - Составление плана участка взрослым и детьми. - Упражнения: "Пройти по нашему участку от веранды к песочнице, двигаясь при этом в соответствии с изображенными на карте стрелками", "Как проехать от веранды до песочницы?". - Совместное составление взрослым и детьми карты-схемы двух-трех групповых участков. - Составление "малых" карт каждым желающим ребенком. - Игра с картой. - Самостоятельные игры Благодаря регулярным занятиям на свежем воздухе дети меньше болеют простудными заболеваниями. Занятия лыжной подготовкой повысили активность детей, у них появилось желание кататься на лыжах в любую погоду. В заключении хотелось бы сказать, что в последнее время существенно обновили оздоровительную работу в дошкольном учреждения, которая направлена на обеспечение психологической комфортности пребывания каждого ребёнка в детском саду; создание необходимых санитарно-гигиенических и педагогических условий для организации современного образовательного процесса; исключение форм работы с детьми, аналогичных школьному уроку; обеспечение развития детей преимущественно в игровой деятельности как приоритетной в дошкольном детстве, активное использование разнообразных развивающих форм физической культуры, в том числе адаптивной физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья; организацию эффективной системы профилактической работы с детьми с использованием современных инновационных оздоровительных технологий.
Архив |