182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 24» «Родничок»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
     
открыть картинку в новом окне 28 февраля 2014

Занятия по физической культуре средствами гимнастики с детьми с нарушениями речи.

Занятия по физической культуре средствами гимнастики с детьми с нарушениями речи.

Известный физиолог, Иван Петрович Павлов, писал:

“Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга”

Дошкольный возраст – это наиболее сенситивный период развития и становления речевой функции у ребенка. Одним из важных условий в данном процессе является активизация речи и содействие её развитию в различных видах деятельности.

Каждое физкультурное занятие решает, помимо общеобразовательных задач, задачи коррекционно-оздоровительной направленности. Эффективность решения данных задач достигается включением психогимнастики, игровых дыхательных упражнений, пальчиковых игр игрового самомассажа, и игр и упражнений с речевым сопровождением.

Занятия по физической культуре строятся с учетом поставленных образовательных, коррекционно-оздоровительных задач, возрастных и индивидуальных речевых особенностей детей.

На основе рекомендаций учителя-логопеда разрабатывается перспективное планирование занятий по физической культуре с учетом тематического принципа построения педагогического процесса.

Важно, чтобы организованная деятельность была интересна детям, приносила радость, вызывала желание выполнять предложенные игры и упражнения. Добиться этого позволяет проведение физкультурных занятий различных типов: сюжетно-игровых, тематических, тренирующих, контрольно-учетных, интегрированных.

Как уже говорилось, при организации образовательного процесса следует учитывать и некоторые индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями.

Это:

1)общая физическая ослабленность;

2) имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, снижает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;

3) у некоторых детей наблюдается значительное отставание в развитии физических качеств – отмечен низкий уровень развития ловкости, быстроты, выносливости;

4) некоторые дети с трудом переключаются с одного вида движений на другой, часто нарушают последовательность элементов действий;

5) отсутствует автоматизация движений, снижен темп их выполнения;

6) недостаточная координация движений пальцев кисти рук;

7) испытывают трудности при выполнении серии движений по словес-ной инструкции;

8) недостаточный самоконтроль при выполнении заданий.

Учитывая специфику работы с детьми дошкольного возраста и речевую направленность, каждое занятие включает:

- физические упражнения, направленные на развитие всех основных видов движений;

- общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса, мышц ног;

- формирование правильной осанки;

- подвижные игры и игровые упражнения с учетом изучаемой лексической темы;

- игровые упражнения с различными предметами, которые способствуют развитию точных движений.

Особое внимание на каждом занятии уделяется элементам дыхательной гимнастики. Дети с речевыми нарушениями при выполнении даже легких физических упражнений, нередко задерживают дыхание. Считается, что правильному дыханию их нужно учить (работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом).

Чтобы детям было интересно, предлагаем

-дыхательные упражнения в игровой форме: «Согрей руки», «Остуди чай», «Надуй шар».

- упражнения звуковой гимнастики (с произнесением на выдохе гласных и согласных звуков);

- упражнения для развития речевого дыхания и голоса: «Эхо», «Тихо – громко».

Играя и выполняя упражнения, дети не только обучаются правильному дыханию, но и укрепляют здоровье.

В целях снижения эмоциональной возбудимости, двигательного беспокойства, на физкультурных занятиях широко используются средства психогимнастики.

– игры и упражнения на развитие внимания (слухового, зрительного): «светофор», «Четыре стихии», «Слушай хлопки»;

– игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни свое место», «Слушай и выполняй»;

– на преодоление двигательного автоматизма с выполнением команды инструктора: «Стоп»

– игры и упражнения, способствующие снятию напряжения, успокоению:

направленные на расслабление в сочетании со спокойной музыкой: «Волшебный сон», «Ходит сказка по домам», «Сосулька».

Становление речевой функции у детей тесно связано с развитием как общей моторики, так и мелкой моторики рук. Это обусловлено анатомо-физиологической близостью речевых зон коры головного мозга и зон, которые регулируют движения руки.

Поэтому особое место на физкультурных занятиях отводится:

– пальчиковой гимнастике: «Цепочки», «Здравствуй, пальчик», «Пальчики играют»;

– игровому самомассажу, оказывающему как общеукрепляющее дейст-вие на организм ребенка, так и стимулирующее воздействие на рефлек-торные зоны рук (ладонь, пальчики);

– игры и упражнения с речевым сопровождением, которые вызывают у детей интерес, повышают речевую и двигательную активность, развивают внимание, координацию, мыслительную деятельность, способствуют формированию правильного ритма дыхания («Колпачок», «Мы во двор пошли гулять». «Дед Мазай»).

– упражнениям с различными предметами –гантелями, кубиками, гим-настическими палками.

- различные упражнения с мячом.

Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики.

Широкое использование данных упражнений в процессе занятий создает у детей положительный эмоциональный настрой, формирует потребность в двигательной активности, активизирует внимание, память, мышление, развивает ориентировку в пространстве, расширяет словарный запас детей.

Следовательно, планомерная, систематическая работа, направленная на развитие мелкой и общей моторики, включение с систему физкультурных занятий элементов ритмики, дыхательной гимнастики, подвижных игр с речевым сопровождением способствует активному развитию и становлению речевой деятельности дошкольников.



Архив
наши успехи
    Лауреат III степени Ковальчук Милана

    Поздравляем с победой Долгашеву Марину Васильевну!

    Международный конкурс рисунков "Самый добрый мультфильм"!

    Международный конкурс конспектов!

    Всероссийские конкурсы творческих работ: 1) посвященный символу 2021 года "Комплименты для Бычка"; 2) посвящённый празднованию Нового года "И снова в гостях новогодняя сказка...."

    Всероссийский конкурс "Призвание"!

    II Всероссийский конкурс, посвященный Дню матери "О той, что дарует нам жизнь и тепло..."

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.