28 февраля 2014
Занятия по физической культуре средствами гимнастики с детьми с нарушениями речи.
Занятия по физической культуре средствами гимнастики с детьми с нарушениями речи. Известный физиолог, Иван Петрович Павлов, писал: “Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга” Дошкольный возраст – это наиболее сенситивный период развития и становления речевой функции у ребенка. Одним из важных условий в данном процессе является активизация речи и содействие её развитию в различных видах деятельности. Каждое физкультурное занятие решает, помимо общеобразовательных задач, задачи коррекционно-оздоровительной направленности. Эффективность решения данных задач достигается включением психогимнастики, игровых дыхательных упражнений, пальчиковых игр игрового самомассажа, и игр и упражнений с речевым сопровождением. Занятия по физической культуре строятся с учетом поставленных образовательных, коррекционно-оздоровительных задач, возрастных и индивидуальных речевых особенностей детей. На основе рекомендаций учителя-логопеда разрабатывается перспективное планирование занятий по физической культуре с учетом тематического принципа построения педагогического процесса. Важно, чтобы организованная деятельность была интересна детям, приносила радость, вызывала желание выполнять предложенные игры и упражнения. Добиться этого позволяет проведение физкультурных занятий различных типов: сюжетно-игровых, тематических, тренирующих, контрольно-учетных, интегрированных. Как уже говорилось, при организации образовательного процесса следует учитывать и некоторые индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями. Это: 1)общая физическая ослабленность; 2) имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, снижает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям; 3) у некоторых детей наблюдается значительное отставание в развитии физических качеств – отмечен низкий уровень развития ловкости, быстроты, выносливости; 4) некоторые дети с трудом переключаются с одного вида движений на другой, часто нарушают последовательность элементов действий; 5) отсутствует автоматизация движений, снижен темп их выполнения; 6) недостаточная координация движений пальцев кисти рук; 7) испытывают трудности при выполнении серии движений по словес-ной инструкции; 8) недостаточный самоконтроль при выполнении заданий. Учитывая специфику работы с детьми дошкольного возраста и речевую направленность, каждое занятие включает: - физические упражнения, направленные на развитие всех основных видов движений; - общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса, мышц ног; - формирование правильной осанки; - подвижные игры и игровые упражнения с учетом изучаемой лексической темы; - игровые упражнения с различными предметами, которые способствуют развитию точных движений. Особое внимание на каждом занятии уделяется элементам дыхательной гимнастики. Дети с речевыми нарушениями при выполнении даже легких физических упражнений, нередко задерживают дыхание. Считается, что правильному дыханию их нужно учить (работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом). Чтобы детям было интересно, предлагаем -дыхательные упражнения в игровой форме: «Согрей руки», «Остуди чай», «Надуй шар». - упражнения звуковой гимнастики (с произнесением на выдохе гласных и согласных звуков); - упражнения для развития речевого дыхания и голоса: «Эхо», «Тихо – громко». Играя и выполняя упражнения, дети не только обучаются правильному дыханию, но и укрепляют здоровье. В целях снижения эмоциональной возбудимости, двигательного беспокойства, на физкультурных занятиях широко используются средства психогимнастики. – игры и упражнения на развитие внимания (слухового, зрительного): «светофор», «Четыре стихии», «Слушай хлопки»; – игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни свое место», «Слушай и выполняй»; – на преодоление двигательного автоматизма с выполнением команды инструктора: «Стоп» – игры и упражнения, способствующие снятию напряжения, успокоению: направленные на расслабление в сочетании со спокойной музыкой: «Волшебный сон», «Ходит сказка по домам», «Сосулька». Становление речевой функции у детей тесно связано с развитием как общей моторики, так и мелкой моторики рук. Это обусловлено анатомо-физиологической близостью речевых зон коры головного мозга и зон, которые регулируют движения руки. Поэтому особое место на физкультурных занятиях отводится: – пальчиковой гимнастике: «Цепочки», «Здравствуй, пальчик», «Пальчики играют»; – игровому самомассажу, оказывающему как общеукрепляющее дейст-вие на организм ребенка, так и стимулирующее воздействие на рефлек-торные зоны рук (ладонь, пальчики); – игры и упражнения с речевым сопровождением, которые вызывают у детей интерес, повышают речевую и двигательную активность, развивают внимание, координацию, мыслительную деятельность, способствуют формированию правильного ритма дыхания («Колпачок», «Мы во двор пошли гулять». «Дед Мазай»). – упражнениям с различными предметами –гантелями, кубиками, гим-настическими палками. - различные упражнения с мячом. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики. Широкое использование данных упражнений в процессе занятий создает у детей положительный эмоциональный настрой, формирует потребность в двигательной активности, активизирует внимание, память, мышление, развивает ориентировку в пространстве, расширяет словарный запас детей. Следовательно, планомерная, систематическая работа, направленная на развитие мелкой и общей моторики, включение с систему физкультурных занятий элементов ритмики, дыхательной гимнастики, подвижных игр с речевым сопровождением способствует активному развитию и становлению речевой деятельности дошкольников.
Архив |