182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 7» «Ручеёк»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
19 мая - День Великолукского образования
     

РОДИТЕЛЯМ


ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА С РОДИТЕЛЯМИ Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину. Общественное воспитание оказывает огромное влияние на формирование личности будущих граждан общества. В детских садах воспитанием детей занимаются педагоги-специалисты, которые работают по единой государственной Программе, в специально созданных условиях. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень советских людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Поэтому «Программа воспитания в детском саду» предусматривает не только непосредственную воспитательно-образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями. «Работники детских садов обязаны систематически и активно распространять педагогические янания, помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, развивать преемственные связи между общественным и семейным воспитанием». Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми. Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка. Одним из главных условий всестороннего формирования личности является обеспечение нормального физического развития. Родители должны знать, что нужно делать для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, развить его силу и выносливость, физические способности, повысить сопротивляемость его организма болезням. Умственное развитие ребенка во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи, поэтому в работе с родителями обязательно уделяется внимание вопросам умственного развития детей. Важной задачей воспитания дошкольников является формирование нравственных качеств. Родителей знакомят с задачами нравственного воспитания, средствами и условиями его осуществления в детском саду, а также рекомендуют средства формирования у ребенка нравственных чувств и привычек; умение сопереживать, стремление оказать помощь, проявить уважение к старшим, заботу о младших и т. д. Воспитатель советует родителям не ограничиваться словесными методами, а чаще использовать упражнения в нравственном поведении. Нравственное воспитание оказывает на личность особое влияние и становится тем важнейшим фактором, который активизирует и физическое, и умственное, и эстетическое развитие. Особое место в нравственном воспитании ребенка занимает труд. В труде формируются ценные качества личности: ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность. Родителям необходимо рассказывать о значении труда в нравственном воспитании детей. При этом следует обратить их внимание на то, какую роль играет труд в общем развитии детей (физическом, умственном, эстетическом), подчеркнуть роль примера взрослых. Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь семьи. Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей. Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся радиопередачи, вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т. д. Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы. Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома. Посещая семьи своих питомцев, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.). Первый визит в семью, особенно если ребенок еще не ходит в детский сад,— ответственный момент, часто он определяет, будут ли родители доверять воспитателю, прислушиваться к его советам, наладится ли у них контакт и взаимопонимание. Целесообразно, чтобы заведующий помог воспитателю (особенно если у него небольшой опыт) подготовиться к такому посещению: посоветует заранее узнать состав семьи, выяснить, где работают родители, наметить, какие сведения о ребенке нужно получить, продумать ответы на возможные вопросы. Повторные посещения планируются в зависимости от результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в коллективе детей, отношения родителей к своим обязанностям, их участия в жизни детского сада. Придя к ребенку домой повторно, воспитатель обязательно проверяет выполнение своих рекомендаций, данных в предыдущий раз. Добиваясь выполнения своих указаний, воспитатель должен быть деликатным, внимательным, учитывать возможности и условия жизни семьи. Если в момент прихода воспитателя, кроме отца и матери ребенка, дома присутствуют и другие члены семьи, их тоже нужно привлечь к беседе. Например, невнимание к бабушке, которая в основном к занимается воспитанием внука, может свести на нет этот визит, а в некоторых случаях даже вызвать конфликт. Положительный опыт семейного воспитания заведующий детским садом и воспитатели пропагандируют в беседах с другими родителями, на собраниях, в стенной печати, через местное радио. Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей и других сотрудников со взрослыми членами семьи. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером, когда родители приходят в детский сад. Большую пользу в педагогическом просвещении родителей оказывает собранная в детском саду библиотечка. За время пребывания ребенка в дошкольном учреждении родители могут прочитать много педагогической литературы, причем воспитатель имеет возможность руководить их чтением и направлять его. Книги для такой библиотечки подбирает и приобретает в основном администрация детского сада; помочь в этом могут и родители. Полезно вести учет литературы, с которой ознакомились родители. Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки. Обычно в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется, иллюстрации заменяются новыми. Содержание папок периодически просматривает заведующая или воспитатель-методист. Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей — широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада. Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в группе, воспитатель подбирает материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний. Консультации для родителей могут быть плановыми и внеплановыми. Темы и содержание как плановых, так и внеплановых консультаций обсуждаются и потом утверждаются заведующим детским садом. Время и сроки проведения плановых консультаций намечают заранее (это может быть и постоянное число). О сроках и теме консультации оповещают родителей. На некоторые консультации можно приглашать родителей из всех групп (например, если это беседа врача по поводу дефектов зрения и речи, нарушения осанки, аллергии у детей). Для всех родителей хорошо провести консультации юриста, работника милиции, детской комнаты при жэке, диетолога. Отдельные консультации могут быть проведены для молодых родителей, родителей, имеющих одного ребенка, и т. д. Внеплановые консультации назначаются как по инициативе заведующего или воспитателя, так и по просьбе самих родителей. Основная форма работы с коллективом родителей — групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал. На этих собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя, врача, музыкального работника, заведующего. Подводятся итоги работы за определенный период. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей. Полезно, если кроме педагога, врача или других сотрудников детского сада, на собраниях выступают и сами родители. Кандидатура докладчика и содержание выступления согласовываются с заведующим детским садом, который советует, как сделать выступление более конкретным, ярким, чтобы вызвать активность всех присутствующих на собрании. Встреча родителей и воспитателей делается оживленной, если она сопровождается показом детских работ, экскурсией по детскому саду. Первое групповое собрание — организационное. Оно обычно назначается в сентябре — октябре. Итоговое собрание проводится в мае; собрание по итогам летней оздоровительной кампании — в августе и еще одно — по различным вопросам воспитания — в январе — феврале. Контроль за посещением групповых собраний осуществляется воспитателем совместно с активом родителей. Каждое собрание выносит решения, касающиеся как детского сада, так и семьи. Содержание их должно быть конкретно и направлено на улучшение воспитательной работы. С отчета о выполнении решении собрания должно начинаться следующее собрание. На общих родительских собраниях выносятся решения, которые доводятся до сведения всех родителей. Контроль за выполнением решений возлагается на администрацию и педагогическую комиссию родительского комитета. О выполнении решений докладывается на следующем собрании. Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей. Оформление текстового и иллюстративного материала в них может быть — в зависимости от условий — самым различным; стенд, полка или стол для демонстрации детских работ, педагогической и художественной литературы, специально оборудованные витрины, паспарту. Чтобы систематизировать содержание уголка, можно расположить материалы по разделам, а для обновления текстов установить примерное время их сменяемости. Так, в разделе «Чем мы сегодня занимались» кратко рассказывается о занятиях детей в течение дня, демонстрируются детские работы. Материалы раздела сменяются ежедневно. В разделе «Чем живет группа» воспитатели рассказывают, какие интересные дела, прогулки, экскурсии, общественные праздники ждут детей в этом месяце. Здесь же можно написать о том, какое участие в организации этих мероприятий примут родители, что и к какому числу нужно приготовить ребенку (например, помещается сообщение о том, что такого-то числа проводится дальняя экскурсия, значит, за день до «похода» необходимо тщательно проверить обувь ребенка). Материал этого раздела можно обновлять раз в месяц. Раздел «Советы и рекомендации» не дает родителям систему знаний по педагогике, но сообщает необходимую педагогическую информацию, приобщает родителей к вопросам воспитания. Содержание советов и рекомендаций целесообразно соотносить в тем программным материалом, который в данный момент дается детям в группе. В этом же разделе можно освещать лучший опыт семейного воспитания. Материалы этого раздела меняются раз в 2—3 месяца. Самой большой популярностью у родителей пользуется раздел «О наших детях», рассказывающий о том, чего достигли дети, что они узнали, научились делать. В разделе «Картотека добрых дел» (или «Справочный», «Информационный») в той или иной форме находит отражение деятельность родительской общественности, родительского комитета, дежурных. В этом же разделе можно поместить примерный режим ребенка дома и в детском саду, меню на каждый день; дать необходимые для родителей сведения: часы приема врача, заведующей, бухгалтера детского сада; телефон, адрес учреждения; шкалу оплаты содержания ребенка в детском саду; объявления различного характера. Этот раздел обновляется по мере необходимости. Таким образом, весь материал «Уголка» раз в квартал заменяется полностью. Интересными и действенными формами пропаганды педагогических знаний среди родителей становятся организуемые многими детскими садами циклы лекций, педагогические кружки, вечера вопросов и ответов, конференции по обмену опытом семейного воспитания, школы молодых родителей, университеты педагогических знаний. Программы лекториев и университетов педагогических знаний тщательно продумываются воспитателями и заведующим детским садом. Содержание их различно; оно может определяться необходимостью осветить тот или иной вопрос воспитания или задачами детского сада на данный год. Занятия в педагогических кружках должны дать родителям разнообразные практические знания и умения, которые могут им понадобиться в процессе организации жизни и воспитания детей. Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить родителей. С повседневной жизнью и работой детского сада родители могут также познакомиться в процессе дежурства в группе. Дежурства организуются по-разному, в зависимости от конкретных условий жизни детского сада, работы и пожеланий родителей. Важно, чтобы к дежурствам постепенно привлекались не только желающие, но и малоактивные родители. С ними следует заранее договориться об удобном для них дне и часе дежурства — такая персональная договоренность дисциплинирует родителей. Работа с родителями, их педагогическое просвещение должны осуществляться в определенной системе. Заведующий совместно с педагогическим коллективом составляет годовой план этой работы. Для того чтобы в плане работы с родителями не повторялись из года в год одни и те же мероприятия, перед его составлением необходимо провести тщательный анализ работы за предшествующий учебный год, который и позволит внести необходимые коррективы. В годовом плане работы с родителями (который является частью общего годового плана) прежде всего определяются ведущие задачи, которые должны быть тесно связаны со всей воспитательной работой детского сада в очередном году. Так, если детский сад ведет углубленную работу по трудовому воспитанию, это должно найти отражение и в работе с родителями: вопросы трудового воспитания будут включены в тематику общих а групповых собраний, групповых и индивидуальных консультаций; посещая семьи детей, воспитатели обратят особое внимание на то, может ли ребенок заниматься какими-то видами труда дома, есть ли у него для этого все необходимое, помогают ли ему взрослые; знакомя родителей с жизнью детского сада, можно будет шире показать им процесс трудового воспитания, организовать специальные открытые занятия; этой же теме будут посвящены тематические выставки, демонстрационные стенды, занятия-практикумы; можно запланировать и подбор специальной тематической библиотечки, папки-передвижки и т. д. Составляя годовой план работы с семьей, заведующий учитывает предложения и рекомендации педагогического коллектива. Советы и пожелания воспитателей очень помогают правильно определить темы докладов на общих и групповых собраниях родителей, тематику консультаций, содержание и периодичность оформления тематических выставок, папок-передвижек, альбомов и т. д. В плане работы намечаются ответственные за подготовку, организацию и проведение отдельных мероприятий. Руководит организацией всей работы с родителями заведующий детским садом. Он направляет подготовку как общих мероприятий, так и индивидуальных. Самое главное в индивидуальной работе — умение каждого члеиа коллектива детского сада установить контакт с родителями, примером для воспитателей должно быть поведение самого заведующего, его манера разговаривать, советоваться с родителями или делать им замечания, предъявлять требования. Руководить индивидуальными беседами, которые порой кратковременны, часто возникают по инициативе родителей, очень сложно; взаимоотношения между воспитателем и родителями складываются в процессе индивидуального общения и направление их в каждом данном случае педагог определяет самостоятельно. Поэтому заведующий заранее готовит воспитателей к таким беседам. Заведующий помогает воспитателям подготовиться к посещению семей, объясняет, как лучше проводить такие посещения, определяет примерное содержание беседы, напоминает об особом в таких случаях значении вежливости и такта. Самое непосредственное участие принимает заведующий и в подготовке и проведении консультаций, групповых и общих родительских собраний. Он утверждает содержание сообщений и докладов, намечает примерный план ведения консультаций и собраний. Помогая воспитателю в подготовке материала сообщения, заведующий обращает внимание на то, чтобы оно отвечало следующим требованиям: соответствие намеченной теме, высокий идеологический и педагогический уровень содержания, стилистически правильная форма. Доклад должен быть насыщен не только теоретическим, но и практическим материалом, при отборе которого необходимо учесть практику работы с детьми данной группы. Заведующий рекомендует, как привлечь к активному участию в обсуждении доклада родителей: заранее дать тезисы; познакомить с вопросами, которые будут затронуты в докладе; подобрать наглядные примеры из жизни детей в группе и в семье. Заведующий присутствует на родительских собраниях, в случае необходимости помогает воспитателю направить ход собрания по правильному руслу или ответить на вопросы родителей, а также участвует в вынесении решений собрания, осуществляет контроль за их исполнением. Значительна роль заведующего и в организации наглядной педагогической пропаганды: он утверждает содержание всех материалов, следит за их качеством, проверяет готовность воспитателей к специальным показам практики работы с детьми. Особое внимание следует уделить подготовке молодых воспитателей к работе с родителями. Заведующий должен объяснить, как важны контакты с семьей, что они не только желательны, но и необходимы, входят в обязанность педагога. Доброжелательный тон в беседе с родителями, умение прислушиваться к их мнению — эти качества нужно приобрести каждому молодому специалисту. В практике дошкольных учреждений оправдало себя участие начинающих воспитателей в консультациях и родительских собраниях, проводимых заведующим или более опытными педагогами, а также совместные посещения семьи. Заведующий обращает внимание педагогов на необходимость осуществления всех воспитательных задач в единстве с семьей. "Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.


5.12.2009    подробнее »»

 
наши успехи
    Поздравляем группу воспитанников детского сада "Озорники" занявших первое место в конкурсе хореографических коллективов "Великолукская веснянка" . 2015г

    Поздравляем воспитанников "Детского сада №7" к.2 с успешным участием в городском конкурсе вокалистов "Великолукская веснянка"!

    Поздравляем команду детского сада "Ручеёк", инструктора по физической культуре Евсей Г. И. с дипломом за участие в отборочном туре спортивных соревнований среди команд воспитанников дошкольных образовательных учреждений "Юные олимпионики 2014".

    Поздравляем театральную студию "Маски", руководителя Белозёрову Г. И., воспитателя ИЗО Закревскую О. А., инструктора по физической культуре Евсей Г. И. занявших 2-е место в городском смотре театральных постановок творческих коллективов, посвящённому Году культуры и искусства в образовании.

    Участие в областном конкурсе "ПДД от " А" до "Я" знает вся моя семья"

    Городской конкурс начального технического моделирования "Бумажная планета"

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.