[center][b]Нынешние ориентиры модернизации системы российского образования – доступность, качество, эффективность – предъявляют повышенные требования к дошкольным учреждениям.
В современных условиях важнейшим условием повышения качества дошкольного образования является необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ. Индикаторами эффективности здесь становятся дифференциация и конкурентоспособность самих учреждений, а также вариативность их технологий.[/b][/center]
[center][b]Программное обеспечение.[/b][/center]Для реализации задач всестороннего гармоничного развития, воспитания и образования дошкольников в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад №17» используются следующие ПРОГРАММЫ:
- [i]для детей раннего возраста:
- «Кроха» Г.Г.Григорьевой, допущена Министерством образования РФ;
- «Сообщество» под редакцией О.Л.Князевой, Гендальф, допущена институтом «Открытое общество»;
- для детей дошкольного возраста:
- «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, допущена Министерством образования РФ
- «Путешествие в Олимпию» под редакцией С. Филипповой, допущена Министерством образования РФ;
- «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского;
- «Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменского.[/i]
[center][b]Экспериментальная деятельность[/b][/center].
Педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №17» активно вовлечен в опытно-экспериментальную деятельность.
Результатом экспериментальной работы по теме: «Соотношение физического, личностного и интеллектуального развития дошкольников» стали авторские программы:
- [i]«У Лукоморья» - по развитию речи (автор Л.В. Маркина).
- «АБВГДейка» - по обучению грамоте (автор В.В. Винокурова).
- «Математика и логика» (автор Г.И. Лунёва).
- «Экономика и бизнес» (автор Г.И. Лунёва).
- «Природа и человек» - по экологии (автор Г.И.Тихонова).
- «Страна Докорупо» - по оригами (автор Е.С. Андреева). [/i]С [b]2007 года наш детский сад является федеральной экспериментальной площадкой по теме: «Реализация Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста».[/b]
[i]В мае 2009 года педагоги детского сада приняли участие в итоговом Всероссийском семинаре для участников эксперимента по апробации Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста. Заведующая детским садом выступила с докладом о создании в ДОУ необходимых условий для реализации Примерной программы. [/i]
За проведение экспериментальной деятельности по апробации Примерной программы благодарственные письма Федерального института развития образования получила заведующая детским садом Валентина Васильевна Панфилова и следующие педагоги:
- [i]Шульпенкова Вера Петровна, зам. заведующей по воспитательно-образовательной работе;
- Тихомирова Наталья Николаевна, зам. заведующей по научно-исследовательской работе;
- Родителева Светлана Владимировна, старший воспитатель;
- Лунева Галина Ивановна, воспитатель по математике и логике;
- Винокурова Валентина Владимировна, воспитатель по обучению грамоте;
- Маркина Людмила Васильевна, воспитатель по развитию речи;
- Корешкова Валентина Владимировна, инструктор по физической культуре;
- Алексеева Екатерина Анатольевна, воспитатель по природоведению;
- Дубовец Елена Владимировна, воспитатель по изодеятельности;
- Романова Светлана Юрьевна, воспитатель по валеологии.[/i][b]Наш детский сад является членом Ассоциации инновационных дошкольных образовательных учреждений Псковской области[/b].
В апреле нынешнего учебного года в г. Великие Луки состоялась конференция членов Ассоциации инновационных дошкольных образовательных учреждений Псковской области.
Тема конференции: «Использование инновационных технологий в управлении качеством содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях». Руководители детских садов – членов Ассоциации представили собравшимся опыт экспериментальной деятельности своих учреждений.
На встрече с докладом выступила заведующая детским садом Валентина Васильевна Панфилова. Совместно с учителем начальных классов МОУ «Общеобразовательная школа №12» Светланой Викторовной Семеновой она представила реализуемый нашими образовательными учреждениями вариант преемственности физического, личностного и интеллектуального воспитания детей.
Коллеги по Ассоциации очень высоко оценили опыт работы наших учреждений.
[center][b]Коррекционно-развивающая работа.[/b][/center]В нашем дошкольном образовательном учреждении детям с различными нарушениями речевого развития оказывается квалифицированная логопедическая помощь. В своей работе учителя-логопеды основываются на рекомендованной кафедрой логопедии РГПУ им. А.И. Герцена программе Н.В. Нищевой «Система коррекционной работы с детьми с ОНР».
[b]В детском саду работают 5 логопедических групп. [/b]Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения речи, ведется начиная с 1,5 лет.
В апреле 2009 года в базе детского сада состоялся семинар для учителей – логопедов МДОУ по теме «Коррекция довербальных и вербальных нарушений речи у детей с перинатальными нарушениями центральной нервной системы».
Вниманию гостей был предложен показ комплексного логопедического занятия «Времена года» с детьми подготовительной к школе группе, которое проводила учитель – логопед Татьяна Владимировна Юнг. В ходе занятия дети слушали классическую музыку, читали стихи, беседовали о картинах известных художников. Показали свои умения в составлении сложноподчиненных предложений, используя схемы. В конце занятия дети показали гостям отрывок из сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», проявив себя хорошими артистами.
После просмотра занятия учитель – логопед Олеся Александровна Лунева представила видеоматериалы о работе с детьми раннего возраста, а также познакомила коллег с системой коррекционной логопедической работы с детьми раннего возраста.
Т.В. Юнг представила систему работы по коррекции недостатков довербального и вербального развития у детей в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 17».
В конце семинара коллеги высоко оценили теоретическую грамотность и профессионализм наших учителей – логопедов МДОУ, чистую речь, хорошие знания воспитанников.
[b]В детском саду функционирует психологическая служба.[/b] Большое внимание в своей работе педагоги-психологи уделяют развитию эмоционально-личностной сферы и коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников. Для реализации этого направления деятельности организуется психодиагностическое исследование, включающее в себя:
- определение уровня тревожности;
- [i]изучение эмоционального фона (настроения);
- определение энергетического потенциала;
- исследование самооценки;
- выявление личностных особенностей;
- изучение внутрисемейных отношений;
- определение статуса ребенка в группе.[/i]Во вновь сформированных группах обязательным является исследование психологического климата; при этом используются методика «Социометрия» и проективный тест «Детский сад».
По результатам исследования эмоционально-личностной сферы дошкольников проводится консультирование педагогов, в процессе которого воспитатели узнают об индивидуальных особенностях каждого из детей, получают рекомендации по преодолению выявленных проблем.
С детьми из так называемой «группы риска» (имеющими различные эмоциональные проблемы, поведенческие расстройства) проводится коррекционная работа. Для развития эмоционально-личностной сферы и профилактики эмоциональных нарушений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста проводятся занятия цикла «Страна понимания».
[center][i]Важным направлением в работе психологической службы детского сада является формирование психологической готовности детей к обучению в школе. [/i][/center]Для проведения психодиагностического исследования используется стандартизованный набор методик «Методика определения готовности к школе» (под ред. Л.А. Ясюковой), изданный институтом практической психологии «Иматон».
С помощью данного набора методик оценивается уровень развития познавательной сферы детей, особенностей эмоционально-волевой сферы, прогнозируются возможные проблемы дальнейшего обучения детей, дается заключение о степени готовности каждого из детей к школьному обучению
[b]По итогам первичной диагностики детей подготовительных к школе групп проводилась следующая коррекционно – развивающая работа:[/b]1) проведение коррекционно – развивающих занятий для детей, имеющих низкий и ниже среднего уровни развития каких – либо психических процессов.
2) осуществление единой линии взаимодействия «психолог – воспитатель – специалист», включающей в себя:
- проведение консультаций с воспитателями и специалистами – предметниками по ознакомлению их с уровнем развития детей старшего дошкольного возраста с целью учета индивидуальных особенностей ребенка в учебно-воспитательном процессе;
- выработка системы работы с детьми на учебный год (отбор методов, приемов, содержания учебного материала);
- подбор и изготовление развивающих игр и упражнений.
3) работа с семьей, включающая в себя проведение индивидуальных и групповых консультаций (консультаций с элементами тренинга) для родителей с целью ознакомления их с уровнем развития детей; предоставление рекомендаций.
[center][b] Информатизация образовательного процесса.[/b][/center]
Педагогический коллектив активно использует информационные технологии в своей работе. Все педагоги детского сада владеют навыками работы на компьютере.
В компьютерном классе проводятся развивающие занятия для детей «Компьютер – это здорово!» (авторы Н.Н.Тихомирова, С.В. Родителева, О.А. Лунева).
Компьютер рассматривается нами не только как объект изучения, но и как средство развития и обучения ребенка. В процессе компьютерных игр происходит активное развитие познавательных процессов детей, закрепление знаний и представлений, полученных на занятиях по природоведению, математике, развитию речи, изодеятельности и др.
[center][b]Кадровые ресурсы.[/b][/center]Внедрение в воспитательно-образовательный процесс инновационных программ и технологий, экспериментальная деятельность, постоянное функционирование детского сада в режиме развития были бы невозможны без высококвалифицированного и творческого педагогического коллектива.
[i]В настоящий момент в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №17» работают 38 педагогов.
Возраст:
- от 20 до 30 лет - 10 чел.;
- от 30 до 40 лет - 13 чел.;
- от 40 до 50 лет - 6 чел.;
- от 50 до 60 лет - 6 чел.;
- свыше 60 лет - 3 чел.
Стаж работы:
- менее 5 лет - 14 чел.;
- от 5 до 10 лет - 6 чел.;
- от 10 до 20 лет - 7 чел.;
- свыше 20 лет - 11 чел.
Образовательный уровень:
- высшее образование - 24 чел.;
- незаконченное высшее – 2 чел.;
- среднее специальное образование - 12 чел.
Профессиональный уровень:
- высшая квалификационная категория - 23 чел.;
- первая квалификационная категория - 11 чел.;
- вторая квалификационная категория - 4 чел.
Имеют почетные звания:
- «Заслуженный учитель РФ» - 1 чел.;
- «Отличник народного просвещения» - 2 чел.;
- «Почетный работник общего образования РФ» - 4 чел.[/i]Один педагог является победителем областного конкурса «Воспитатель года»; двое – лауреатами Всероссийского конкурса «Профессиональная команда страны».
Педагогический коллектив постоянно работает над повышением профессионального мастерства и уровня квалификации.
[center][b]В течение 2009-2010 уч. года педагоги детского сада прошли курсы повышения квалификации по следующим темам:[/b][/center]- [i]«Логопедический массаж»
- «Психическое здоровье детей»
- «Эмоциональное выгорание педагогов и педагогов и пути его предупреждения»
- «Педагогическая поддержка»
- «Комплексная коррекция ОНР у дошкольников»
- «Афферентная моторная афазия»
- «Методика подготовки к аттестационным работам»
- «Совершенствование метод компетентности логопеда»
- «Методика ведения педагогических наблюдений»
- «Технология изучения результативности и качества работы ДОУ»
- «Технология «Коучинг» в работе ДОУ»
- «Психолого-педагогические основы реализации образовательной системы «Школа – 2100»[/i]
В течение учебного года успешно аттестовались: на высшую квалификационную категорию – один педагог; на первую - двое.
Обобщение и распространение передового педагогического опыта - один из важных факторов профессионального роста наших педагогов.
В 2009 году в сборнике материалов «Комплексная модернизация образования Псковской области» была опубликована статья заведующей детским садом Валентины Васильевны Панфиловой «Экономическая модель реализации образовательных программ для детей старшего дошкольного возраста».
[center][b]В 2009 году журнал «Обруч» продолжил публиковать материалы наших педагогов. [/b][/center][i]В №3 была напечатана статья воспитателя по природоведению Екатерины Анатольевны Алексеевой «Путешествие в межпланетном пространстве», приуроченная к Международному году астрономии. Автор представила сценарий развлекательного вечера, в ходе которого дети закрепляли свои представления о строении Солнечной системы, созвездиях нашей галактики.
В №6 опубликована статья учителя-логопеда Олеси Александровны Луневой «Баба-яга и компьютер». Автор представила вариант использования компьютерных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, а также развития навыков фонематического анализа.[/i]
|