ПАСПОРТ
Программы развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №26 комбинированного вида «Колобок» г. Великие Луки
Наименование Программы: Программа развития здоровьесберегающей среды МБДОУ «Детский сад №26 комбинированного вида» г. Великие Луки (далее - Программа)
Разработчик Программы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 комбинированного вида» г. Великие Луки
Исполнители Программы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 комбинированного вида» г. Великие Луки.
Основные этапы и формы обсуждения и принятия Программы:
- обсуждение проекта Программы педагогическим коллективом, родительским комитетом детского сада;
– согласование с Управлением образования Администрации города Великие Луки.
– принятие Программы развития к исполнению.
Кем принята Программа:
Программа принята Педагогическим Советом детского сада «01» сентября 2008 года.
Цели Программы: Модернизация и развитие в детском саду единой здоровьесберегающей среды, обеспечивающей формирование условий для поэтапного перехода к новому уровню качества воспитания валеологической культуры у всех субъектов образовательного пространства на основе использования современных инновационных методов и образовательных технологий и эффективного использования кадрового педагогического потенциала детского сада.
Задачи Программы:
1. Создание условий для модернизации и развития содержания дошкольного образования и воспитания и комплексных изменений в системе использования образовательных, воспитательных, валеологических технологий путем укрепления материально-технической базы учреждения.
2. Переход на комплексное использование современных информационных, валеологических и образовательных технологий, обеспечивающих единое здоровьесберегающее образовательной пространство и адекватные перемены в системе коррекции, здоровьесбережения, воспитания дошкольников.
3. Обеспечение условий инновационного развития детского сада путем повышения квалификации руководящих и педагогических кадров учреждения.
4. Переход на новый качественный уровень воспитательной системы посредством большей степени вовлеченности выпускников детского сада, родителей, общественности и социальных партнеров в деятельность учреждения.
5. Разработка новой нормативно-правовой базы деятельности детского сада, обеспечивающей эффективную регламентацию функционирования и развития учреждения в условиях нормативного финансирования, самостоятельного бухгалтерского учета.
6. Совершенствование системы управления дошкольным учреждением, обеспечивающее участие общественности на всех этапах принятия управленческих решений.
Основные направления Программных мероприятий:
Мероприятия сформированы по следующим направлениям:
- реализация целевых образовательных программ и подпрограмм, проектов, обеспечивающих здоровьесбережение и развитие валеологической культуры;
- система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
- интеграция валеологических, здоровьесберегающих, образовательных, воспитательных методов и технологий;
- формирование устойчивых связей с различными учреждениями в области здоровьесбережения, компенсации здоровья, развития валеологической культуры;
- ресурсное обеспечение Программы развития;
- развитие воспитательной системы;
- управление и нормативно-правовая база.
Объем и источники финансирования Программы:
Прогнозируемый объем финансирования мероприятий Программы составил:
* бюджетные средства - 300 тыс. руб.,
* внебюджетные средства - 135 тыс. руб.
Ожидаемые результаты от реализации Программы:
На уровне ребенка:
• положительная динамика процесса здоровьесбережения детей с проблемами слуха и опорно-двигательной системы
• повышение уровня готовности воспитанников к обучению в школе, рост уверенности в своих физических силах и возможностях;
• успешная социальная адаптация выпускников детского сада на этапе вхождения в процесс обучения в начальной школе на равных условиях со здоровыми детьми и в условиях специализированных школ;
• повышение общей и коммуникативной культуры выпускников детского сада, глав¬ная составляющая которой – взаимодействие и взаимо¬понимание.
На уровне родителей:
• сформированность мотивации к сотрудничеству с дошкольным учреждением; осознание себя неформальными коллегами воспитателей и педагогов детского сада (активная позиция в воспитательном процессе;
• повышение психолого-педагогической и коммуникативной культуры;
• укрепление института семьи
На уровне воспитателей, педагогов:
• повышение профессиональной компетентности (технологическая, валеологическая, коммуникативная и рефлексивная культура);
• творческая самореализация в профессиональной деятельности.
На уровне учреждения:
• наличие творческой атмосферы;
• сформированность управленческой команды;
• рост рейтинга учреждения как детского сада, ориентированного на здоровьесбережение детей и развитие валеологической культуры всех субъектов образовательного пространства;
• рост качества коррекционных, компенсаторных, валеологических, физкультурно-оздоровительных, воспитательных, развивающих занятий и мероприятий средствами образовательных и воспитательных программ, подпрограмм и проектов;
• обновление и повышение эффективности использования материально-технической базы, увеличение объемов привлеченных внебюджетных средств;
• создание условий для положительной динамики состоя¬ния здоровья воспитателей, педагогов и воспитанников детского сада;
• усиление воспитательной функции системы дошкольного образования (акцент на развитие духовно-нравственной культуры всех субъектов образовательного пространства учреждения).
Управление Программой и контроль за ее реализацией:
Контроль осуществляется Управлением образования Администрации города Великие Луки.
Управление Программой осуществляет заведующая детским садом через своих заместителей и ответственных за конкретные участки работы. Основная концептуальная идея Программы развития детского сада №26 «Колобок» комбинированного вида.
Название программы:
Программа развития здоровьесберегающей среды МБДОУ «Детский сад №26 комбинированного вида» г. Великие Луки
Программа определяет приоритетные направления развития дошкольного заведения и позволяет наметить стратегические ориентиры совершенствования работы всех звеньев детского сада на перспективу. Под понятием здоровьесберегающая среда подразумевается как совокупность субъектов образовательного процесса, так и совокупность организационно-управленческих, психолого-педагогических, социальных, валеологических, духовно-нравственных условий, системно организованных в сообществе педагогическим и родительским коллективом детского сада в целях компенсации здоровья у детей, имеющих проблемы со слухом и опорно-двигательным аппаратом, оздоровления ослабленных детей, поддержания и укрепления здоровья у детей без паталогий.
Здоровьесберегающая среда – это часть педагогической системы, отражающая ее связи и элементы. Это единое образовательно-валеологическое пространство, построенное с помощью интеграции организационно-управленческой, валеологической, экологической, психолого-педагогической, духовно-нравственной компонент, включающее в себя необходимую материально-техническую базу, оптимально отструктуированный учебно-методический комплекс и расширенный аппарат дидактики, в котором (пространстве) действуют принципы новой педагогической системы. Здоровьесберегающая среда – это коммуникационное педагогическое пространство с едиными, интегративными образовательными технологическими средствами ведения образовательного и воспитательного процесса, его информационной поддержкой.
Анализ состояния существующей системы здоровьесбережения детей в специализированном дошкольном учреждении, а также учет интересов ее субъектов позволяют сформулировать ряд характерных особенностей, которыми должна обладать перспективная здоровьесберегающая среда: максимальная мотивированность каждого субъекта образовательного процесса (детей, родителей, педагогов и специалистов) на формирование и развитие своей валеологической культуры; интеграция валеологических, воспитательных и образовательных мероприятий, занятий и других видов деятельности; интеграция образовательных и валеологических технологий, обеспечивающих формирование культуры здоровья и здоровьесбережения. Эффективное решение проблем здоровьесбережения возможно лишь при условии программно-целевого управления его развитием, которое позволяет рассматривать специализированное дошкольное учреждение как систему, обеспечивающую высокий уровень качества валеологического сопровождения образовательного и воспитательного процесса. Программа развития предусматривает создание валеологической модели детского сада комбинированного вида, приоритетной идеей которой является формирование здоровой личности, способной к адаптации в социуме, к дальнейшему образованию в школе, ориентированной на успех и оптимальную самореализацию в среде сверстников и взрослых. Эта идея, по мнению авторов Программы развития, в полной мере отражает веление времени и процессы, происходящие в образовании сегодня. Прописанные в паспорте Программы цели и задачи дают представление о содержании концепции специализированного дошкольного учреждения, строящей такой образ детского сада, каким он должен стать в результате реализации Программы его развития. Детский сад с высоко развитой валеологической культурой всех его субъектов – это дошкольное учреждение 21 века, которое представляет собой единую систему, интегрирующую в себе необходимые медицинские, Валеологические, образовательные, воспитательные и др. компоненты на внутриучрежденческом уровне и ее связи с внешней средой. Содержание дошкольного образования в условиях этой модели не претерпевает больших изменений, но внедрение валеологического блока в образовательный и воспитательный процесс позволяет оптимально компенсировать изъяны здоровья отдельной группы воспитанников детского сада, обеспечивать здоровьесбережение и формирование привычек здорового образа жизни. Использование специализированных (валеологических) и инновационных образовательных технологий позволяет структурированно реализовывать содержание дошкольного образования по всем ступеням развития ребенка в детском саду и дает возможность:
1) адаптировать детей с проблемами слуха и опорно-двигательного аппарата к жизни в социуме, к общению со взрослыми и сверстниками, к обучению в школе;
2) реализовывать углубленное ознакомление с валеологическими знаниями, необходимыми для формирования и реализации в каждодневной жизни привычек, характерных для здорового образа жизни;
3) выполнять социальный заказ, позволяя детскому саду комбинированного вида оставаться конкурентоспособным на рынке дошкольного образования и востребованным родителями, чьи дети имеют проблемы со слухом и опорно-двигательным аппаратом. Реализация идеи модернизации и развития здоровьесберегающей среды детского сада невозможна без ее мониторингового сопровождения, как на уровне администрации, педагогического коллектива и медицинского персонала, так и на уровне родителей и их детей, а также на уровне дошкольного учреждения в целом. Отправной точкой получения необходимой информации о качестве динамики процесса развития здоровьесберегающей среды является информация, которую представляет система диагностик, тестов, наблюдений, замеров. Все это требует обеспечения деятельности нового направления в системе управления детским садом – диагностико-мониторинговое сопровождение реализации Программы развития здоровьесберегающей среды. Важным направлением в реализации Программы развития является внутриучрежденческая система повышения квалификации, ориентированная на обеспечение коллектива специалистов дошкольного учреждения интегрированными знаниями, умениями в сфере медицины, валеологии, коррекционной педагогики, педагогики и психологии, валеологических и образовательных технологий. Эта система ПК должна быть открыта для сотрудничества с другими системами ПК более высокого уровня, а также с методическими службами дошкольных учреждений Псковской области, работающих с таким же контингентом детей. Авторы Программы развития полагают, что оптимальное решение задач, заданных ею, возможно при введении в образовательный и воспитательный процесс ряда подпрограмм и проектов, предназначенных для родителей, педагогов и детей по вопросам здоровьесбережения. Структура управления Программой развития детского сада предусматривает активное участие в ее реализации таких подразделений, как Педагогический Совет, Родительский комитет, Попечительский Совет (Совет общественности) и, в первую очередь, заведующая детским садом, ее заместители и помощники как главные координаторы процесса развития. Управление Программой развития предполагается реализовывать на основе ИКТ (для этого имеется компьютерная база и Интернет-сеть, а также специалист, обслуживающий компьютерный парк детского сада). Это в свою очередь предполагает некоторые изменения в организации жизнедеятельности дошкольного учреждения:
- внедрение модернизированного учебного плана, включающего в себя ряд валеологических, образовательных и воспитательных проектов и подпрограмм, ориентированных на достижение главной цели Программы развития;
- организацию и реализацию целого ряда занятий и мероприятий с использованием инновационных интегрированных образовательных и валеологических технологий; систематический мониторинг динамики здоровья и развития личности по всем ведущим показателям с использованием ИКТ-технологий;
- создание по итогам мониторинга системы коллективных, индивидуально-групповых занятий с дошкольниками и их родителями по развитию индивидуальных способностей и коррекции здоровья детей;
- разработка локальных актов, обеспечивающих нормативно-правовую базу развития детского сада комбинированного вида.
Для достижения приоритетной идеи система управления реализацией Программы должна решить текущие задачи:
- дальнейшее конструирование оптимального процесса образования, воспитания, коррекции и оздоровления воспитанников детского сада с помощью новых проектов и подпрограмм, инновационных валеологических и образовательных технологий, содержания, форм и методов, а также проведение медико-психолого-педагогических консилиумов специалистов детского сада;
- последующая апробация полученных результатов в рамках модернизированной системы здоровьесберегающей среды, их коррекция с учетом итогов процесса образования, воспитания, развития валеологической культуры всех субъектов здоровьесберегающей среды;
- создание единой информационно-методической базы данных по всем элементам структуры управления реализации Программы развития детского сада;
- развитие связей и организации обмена информацией с органами управления образования г. Великие Луки и Псковской области, детскими садами подобного вида, научно-исследовательскими организациями; создание системы компьютерного мониторинга всей жизнедеятельности дошкольного учреждения. Методическая и инновационная деятельность коллектива детского сада, организация процесса развития его здоровьесберегающей среды на основе интеграции содержания, методов и технологий в сфере медицины, валеологии, психологии и педагогики позволяют определить подходы к прогнозированию результатов реализации Программы как по ее стратегическим направлениям, так и по результатам развития каждого конкретного ребенка, родителя, специалиста учреждения. Прогнозирование результатов развития детского сада является комплексом научно-методических мероприятий (помощь ученых и методистов ПОИПКРО, методической службы Управления образования г. Великие Луки) и требует усилий не только коллектива детского сада, но и привлеченных специалистов системы повышения квалификации Псковской области, менеджеров управления образования всех уровней, родительской общественности. Этот фактор разработчики Программы учитывают.
|