182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ Детский сад № 11
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
Отчёт о результатах самообследования 2017 год
 
Умения, необходимые современному педагогу

Умения, необходимые современному педагогу

Современная жизнь требует от современного педагога всебольше и больше... Как не потеряться в современных технологиях, требованиях и методическом океане? Нужно соразмерить свои силы, возможности, знания и умения. А все ли мы о них знаем?


Аналитические умения:

расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);
• осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса;
• находить в психолого-педагогический теории идеи, выводы закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;
• правильно диагностировать педагогическое явление;
• вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения.


Прогностические умения:
• умения прогнозировать развитие коллектива; динамику его структуры, развитие системы взаимоотношений, изменение положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений и т.п.;
• умения прогнозировать развитие личности: ее качеств. Чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками и т.п.;
• умения прогнозировать ход педагогического процесса.


Проективные умения: переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические задачи;
• учитывать при определении педагогических задач и отборе содержания деятельности учащихся их потребности и интересы, возможности материальной базы, свой опыт и личностно-деловые качества;
• определять комплекс доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа педагогического процесса;
• отбирать виды деятельности, адекватные поставленным задачам и планировать систему совместных творческих дел;
• планировать индивидуальную работу с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков и развития их способностей, творческих сил и дарований;
• отбирать содержание, выбирать формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании;
• планировать систему приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении;
• планировать способы создания личностно развивающей среды и поддержания связей с родителями и общественностью.


Рефлексивные умения:
• правильность постановки целей, их "перевода" в конкретные задачи и адекватность комплекса решавшихся доминирующих и подчиненных задач исходным условиям;
• соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам;
• эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности;
• соответствие применявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала и т.п.;
• причины успехов и неудач, ошибок и затруднении а ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания;
• опыт своей деятельности в его целостности и соотнесенности с выработанными наукой критериями и рекомендациями.


Развивающие умения:

Такие умения предполагают определение "зоны ближайшего развития" (Л.С. Выготский) отдельных учащихся и класса в целом; создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов чувств и воли воспитанников; стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических (частного к общему, вида к роду, посылки к следствию, конкретного к абстрактному) и функциональных (причины-следствия, цели-средства, качества-количества, действия-результата) отношений; формулирование и постановку вопросов, требующих применения усвоенных знаний, сравнений н самостоятельных умозаключений; создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся.
Ориентационные умения: Они направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, их отношения к труду, явлениям природы и общества, идеалов и других мотивов поведения; привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, к производству и профессиональной деятельности, соответствующей склонностям и возможностям детей; организацию совместной творческой деятельности, имеющей своей целью развитие социально значимых качеств личности.


Организаторские умения учителя-воспитателя неразрывно связаны с коммуникативными, от которых зависит установление педагогически целесообразных взаимоотношении педагога с учащимся, педагогами-коллегами, родителями, Одна из особенностей деятельности педагога в том и состоит, что решение педагогических задач происходит на фоне непрерывно осуществляющегося педагогического общения. Такое общение — есть система приемов социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Причем, педагог выступает как активатор этого процесса, организуя его и управляя им. В процессе общения педагога и ученика не только реализуются функции обучения и воспитания, но и решаются другие, не менее важные, педагогические задачи.


Коммуникативные умения педагога структурно могут быть представлены как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и педагогической техники.


Перцептивные умения:
• воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению и от себя, получаемых в ходе совместной деятельности;
• проникать в личностную суть других людей, устанавливать индивидуальное своеобразие человека и определять его внутренний мир;
• определять характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям по незначительным признакам;
• находить в действиях и других проявлениях человека признаки, делающие его непохожим на других, а может быть и на самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;
• видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении люден "поправки" на воспринимающего и противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализации, фаворитизму, "эффекту ореола" и др.).


Умения собственно общения:

На этом этапе необходимы также умения устанавливать психологический контакт с классом, способствующий передаче информации и ее восприятию учащимися; создавать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности; вызывать настроенность воспитанников на общение с педагогом и его предметом преподавания.


Умения педагогической техники - необходимое условие овладения технологией общения: управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действии; регулировать свои психические состояния: вызывать "по заказу" чувства удивления, радости, гнева и т.п.; владеть техникой интонирования для выражения разных чувств (просьбы, требования, вопроса, приказа, совета, пожелания и т.п.); располагать к себе собеседника, образно передавать информацию. по необходимости изменять подтекстовую нагрузку; мобилизовывать творческое самочувствие перед предстоящим общением и др.


Прикладные умения:

массовика-затейника, тренера-общественника по одному или нескольким видам спорта, инструктора по туризму, экскурсовода, художника-оформителя, руководителя кружка, хоровика-дирижера, постановщика танцев, кинодемонстратора, и т.д.

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
МЕТОДИКА И ОПЫТ
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЮ
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
СЦЕНАРНЫЙ ОТДЕЛ
Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.