27.8.2009
Доклад на августовской конференции 2009 года
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» и великолукское образованиеЗадачи, которые формируют сегодняшние условия функционирования и развития образования определяются проектами, ставшими стратегическими для развития экономики и социальной сферы Российской Федерации: Федеральная целевая программа развития образования, Приоритетный национальный проект «Образование», Федеральный комплексный проект модернизации образования, Президентская инициатива «Наша новая школа». Великолукское образование в этом контексте можно рассматривать как обычный сегмент общероссийской образовательной философии и практики, однако обладающий собственной спецификой, завязанной на традиции, кадровом потенциале, роли общественности и материально-технической составляющей. Ключевым мы бы считали: – особый имидж города Великие Луки, его историческое значение, наличие высокотехнологических производств, наличие многогранной «высшей школы», традиционную заинтересованность местных органов власти в поддержке муниципального образования; – активную включенность сферы образования Псковской области в Российской проект модернизации образования; – непосредственное общение наших педагогов с национальными системами образования граничащих с Псковской областью государств. Оценочные статьи и статистические данные демонстрируют, что великолукское образование в значительной степени формирует общий положительный и эффективный образ сферы образования Псковской области как субъекта Российской Федерации. Этот учебный год во многом для нас, работников образования, интересен не только совокупностью исторических дат, определивших вектор общественно-экономического развития России, но и тем, что становится порубежным в развитии концепции национального образования. Это время принятия образовательных стандартов нового поколения, разработки и принятия новой Федеральной целевой программы развития образования, разработки интегрированного законодательного акта – новой редакции Закона Российской Федерации «Об образовании». В значительной степени и отношение нашего педагогического сообщества к этим вопросам, наш практический труд определят сущностные аспекты современной педагогической философии, скажем так, – расписание на завтра. Поэтому конференция педагогического сообщества Великих Лук в этом году больше размышление, оценка всего того, что делали мы в прошедшее время, как готовы подкрепить своей работой вот то самое «расписание на завтра», поэтому прежде всего и предоставим слово муниципальным образовательным учреждениям, нашим педагогам. В инициативе Президента заявлено: «Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения…». Здесь и далее тезисы из Президентской инициативы «Наша новая школа».В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Уже дошкольное образование призвано создавать совместно с родителями систему поддержки здоровья детей, побуждать их к личному желанию заботиться о себе, своем организме, заниматься вопросами нравственного воспитания и активно привлекать к этому семьи, выявлять и поддерживать одаренность, а еще формировать структуру безбарьерного нахождения детей обычных и имеющих ограничения по состоянию здоровья, обеспечивать равные стартовые условия прихода детей в школу. Именно этим выделяются наши дошкольные образовательные учреждения №2,3,8,9,12,17,19,22,26. Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни. От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений, будущее нашего государства. Вспомним, как часто в нашей работе мы утверждали: «Учреждение образования – это институт гражданского общества». Сегодня этот тезис подкреплен сущностными аспектами Президентской инициативы. Каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан? • В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Именно за это мы ценим Лицей №10 и №11, гимназию, школы №2,12,13. • Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности, правонарушений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы. Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Этот тезис еще раз подтвердил правильность курса великолукского образования на педагогизацию среды существования наших воспитанников, постоянное совершенствование воспитательной составляющей образования, создание в каждом общеобразовательном учреждении Центров сопровождения. Поэтому понятно, что не случайно столь значительное снижение подростковых правонарушений в Великих Луках учащихся общеобразовательных учреждений: на 50% произошло снижение по преступлениям и на 9 % по общественно-опасным деяниям. • Естественно, такая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Учителя – ключевая особенность современной школы. Мне думается, великолукскому образованию есть чем гордиться и сегодня: …. И особенно в этом плане отличаются коллективы Педагогического лицея, Лицеев №10 и 11, гимназии, школ №1,2,5,9,12,13…, что еще раз подтвердил муниципальный публичный смотр-конкурс «Лидер образования». Но что требует сегодня нашего внимания? Значительно большее информирование великолучан о талантливых, уважаемых в нашей профессии людях. Активное привлечение к работе в муниципальных учреждениях образования работников из других сфер деятельности. Совершенствование работы с высшей школой по подготовке граждан к профессиональной педагогической деятельности. • Как следствие, организованная школьная действительность требует иной школьной инфраструктуры. Нужны новые по архитектуре и дизайну привлекательные школьные здания; современные столовые здорового питания; оснащенные новым оборудованием актовые и спортивные залы; медиацентры и библиотеки; комфортная школьная гигиена и организация медицинского обслуживания; грамотные учебники и интерактивные учебные пособия; высокотехнологичное учебное оборудование, обеспечивающее выход в глобальные информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития. Совершенствуется организация горячего питания, сегодня им охвачен 91% школьников в первой ступени , 81% - во второй и 70% - в третьей, а это более 2 млн. рублей (2 131588) из бюджета Великих Лук. При поддержке Администрации города мы смогли выполнить работы по обеспечению мероприятий пожарной безопасности на сумму почти в 5 млн. рублей, обеспечить функционирование «тревожных кнопок» и систем видеонаблюдения, заплатив за это более 200 тысяч рублей, провести ремонтно-технические работы и приобрести мебели и оборудования на сумму свыше 11 млн. рублей из местного бюджета и освоить 2 млн. рублей из областного. Особенно успех в формировании школьной инфраструктуры заметен в Лицее №11, школах №2,5,6,7,12,13, Кадетской школе, … Однако, необходимо продолжать формирование технических паспортов учреждений образования, закреплять в них проблемы зданий и сооружений, выделять вопросы качества и комфорта, совместно с органами власти готовить программы реконструкций, текущего и частичного капитального ремонта, приобретение современной ученической мебели и оборудования для столовых и пищеблоков. • Современная школа будет более тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов должно стать увлекательным и почетным занятием. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного отдыха. И этот тезис еще раз подтверждает правильность курса великолукского образования, создавшего еще в 2005 году систему общественно-государственного управления в каждом муниципальном образовательном учреждении! Понимаем, что этому направлению организации деятельности в Великих Луках еще необходимы дополнительные импульсы, но уже сегодня мы можем демонстрировать успехи в этом направлении в школах №2 и 5, Лицеях №10,11 и педагогическом… В контексте этого необходимо дальнейшее совершенствование реализации идей «Школа как центр микрорайона», что значительно отражается в работе педколлективов школ №2,№5,№6, №12, педагогического лицея и лицея №11. Ключевые направления развития общего образования. 1. Обновление образовательных стандартов. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты, включающие три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения. Требования к структуре образовательных программ предполагают установление соотношения частей образовательных программ, в том числе соотношение обязательной части школьной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Это также означает, что образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. Весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей. Для нас. Определиться в программах, обеспечивающих концепцию развития конкретного образовательного учреждения и соответствующих требованиям квалиметрического мониторинга и ЕГЭ. Проанализировать систему собственного и привлеченного дополнительного образования, его соответствие кадровым и материально-техническим ресурсам. Обеспечить необходимую нормативную правовую защиту и финансовое подкрепление. Требования к условиям реализации образовательных программ должны описывать все кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия, без которых нельзя будет достичь необходимых образовательных результатов и решать задачу сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников. Данные требования должны стать стимулом для производителей, муниципалитетов и субъектов Российской Федерации в деле создания наиболее качественных условий получения образования, включая вопросы оснащения школ, привлечения к работе талантливых педагогов, внедрения эффективных методов финансирования образовательных услуг. Так, в ближайшие два года предстоит завершить переход к нормативному подушевому финансированию во всех субъектах Российской Федерации. Для нас. Прежде всего, совершенствование системы нормативного подушевого финансирования с учетом дополнительного внимания к образовательным учреждениям особого статуса, в нашем городе это Центр образования, Кадетская школа, Школа №6 (Школа – социокультурный центр микрорайона). Формирование муниципальных стандартов качественных условий получения образования, основываясь прежде всего на опыте Лицея №11, Школ №12 и 13. Совершенствование работы медицинской службы общеобразовательного учреждения. Создание системы специализированной охраны муниципальных образовательных учреждений. Разработка муниципальной нормативной правовой базы предоставления платных образовательных услуг. Требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. Результаты образования должны быть сформулированы отдельно для начальной, основной и старшей школы, учитывать специфику возрастного развития школьников. Как здесь не вспомнить теоретические Модели воспитательных систем, разработанные и внедренные в практику работы Лицея №10, широкий спектр социально значимых мероприятий и инициатив, ставших традиционными в великолукском образовании, общегородские конференции, слеты, соревнования и конкурсы. Необходимо информационно-методическому отделу дополнительно к нашему плану рассмотреть вопросы моделирования воспитательных систем образовательных учреждений, обратившись к личной поддержке в этом плане к доктору педагогических наук Е.Н.Степанову. Внимательно подойти к формированию муниципального бюджета на 2010 год с учетом традиций внешкольной деятельности и аспектов модернизации дополнительного образования Великих Лук. Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи – системы оценки качества образования. Предстоит развивать оценку качества при переходе с одной школьной ступени на другую; вводить инновационные механизмы добровольной оценки качества по разным группам образовательных учреждений, включая системы оценивания силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций России; продолжать участвовать в международных сопоставительных исследованиях качества образования; создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах, субъектах Российской Федерации. Великолукское образование готово к этой деятельности. В настоящее время мы сотрудничаем с рядом образовательных центров России: Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки России (ФИРО); с ГосНИИ семьи и воспитания Российской Академии образования; с РАПКРО (Российская Академия повышения квалификации работников образования); с Западным окружным Управлением образования Москвы и Адмиралтейским районом Санкт-Петербурга; с Кировским межведомственным научно-практическим Центром социальной педагогики; с Гимназическим союзом России. Сложились у нас и эффективные договорные отношения с издательскими центрами Москвы по презентации УМК по отдельным предметам и их апробации в общеобразовательных учреждениях города: «Вентана–Граф», «Мнемозина», «Дрофа», издательским домом «Первое сентября», редакциями журналов «Методист» и «Обруч». Важнейшим инструментом общественной оценки работы сферы образования стал информационный портал «Великолукское образование». Главным для нас становится систематизация этой работы на муниципальном уровне и синхронизация наших усилий с деятельность Государственного управления образования Псковской области. 2. Система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. В рамках первого направления следует продолжить развивать сеть образовательных учреждений круглосуточного пребывания, в особенности для поддержки одаренных школьников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России, вести учет ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности. Для таких детей будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшийся потенциал одаренности. В рамках второго направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащихся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио). Указанные направления работы найдут отражение в финансово-экономических механизмах, в том числе в рамках методик нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда преподавателей. Широкое распространение должна получить деятельность заочных и очно-заочных школ для старших школьников, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильного обучения по самым различным направлениям. Что важным и своевременным в этом вопросе видим сегодня мы? Развитие структур взаимодействия с высшей школой, современными предприятиями и научно-техническими центрами. Совершенствование системы открытых муниципальных ученических конференций, приведение в порядок турбазы великолукского образования с целью организации на ее площадях симпозиумов и ученических лагерей. Развитие системы дистанционного участия в конкурсах, олимпиадах, учебе. 3. Развитие учительского потенциала. Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. В последние годы сложилась система моральной поддержки отечественного учительства. Помимо традиционных конкурсов педагогов («Учитель года», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям» и др.) сложился масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Такая практика нуждается в развитии и дополнении на уровне субъектов Российской Федерации. К стимулам качественного учительского труда следует отнести и механизм внедрения новых систем оплаты труда педагогов. Итог очевиден – зарплата может и должна зависеть от качества и результатов педагогической деятельности, оцененных с участием школьных советов. С учетом необходимости дальнейшего увеличения фондов оплаты труда, выделения в них базовой и стимулирующей частей, соответствующая работа по введению новых систем оплаты труда должна быть завершена во всех субъектах Российской Федерации в течение ближайших трех лет. Эффективные способы работы лучших учителей должны находить распространение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Образовательные программы переподготовки и повышения квалификации учителей должны строиться по модульному принципу, гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, в свою очередь обусловленных образовательными потребностями учащихся. Здесь также предстоит обновить механизмы финансирования образовательных услуг. Средства на повышение квалификации должны предоставляться коллективам школ на принципах подушевого финансирования с предоставлением возможности выбора ими как программ, так и учреждений повышения квалификации. Еще одним стимулом качественного педагогического труда должна стать новая аттестация педагогических и управленческих кадров. Центральное место в них должны занимать профессиональные педагогические компетентности. При этом для учителей, желающих ранее установленных аттестационных сроков подтвердить высокий уровень квалификации, не должно быть никаких препятствий. Нам действительно есть чем гордиться в этом вопросе. Повышение квалификации только в прошлом году прошло для 1450 педагогов, особенно активно к этой работе привлекались работники школ №1, 2, 5, 12, 13, лицея №11. Мы начали использовать возможности нашего информационного портала. Провели первый в истории Псковщины «Педагогический марафон», высоко зарекомендовал себя публичный муниципальный конкурс «Учитель года». Смогли эффективно, достаточно психологически и педагогически комфортно провести квалиметрический мониторинг и подготовку материалов для аттестации педагогов. Важным является сохранение набранного ритма этой работы и совершенствование процедуры аттестации педагогов. 4. Современная школьная инфраструктура. Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Ряд функций по работе школьной инфраструктуры может быть осуществлен посредством конкурсного отбора малых предприятий, качественно обслуживающих сразу несколько образовательных учреждений. Это касается в первую очередь организации школьного питания, коммунального обслуживания, проведения ремонтных и строительных работ. В рамках последних следует обращать внимание как на неукоснительное обеспечение безопасности школьных зданий, так и на внедрение современных дизайнерских решений, обеспечивающих комфортную школьную среду, подходов и технологий в сферу школьного питания. Вместе с тем развитие школьной инфраструктуры должно быть связано с расширением самостоятельности образовательных учреждений, где уже обеспечивается высокий уровень организации школьного хозяйства. Такие школы должны получить возможность беспрепятственно переходить в новые организационно-правовые формы деятельности образовательных учреждений. К перечню мер по обеспечению современной школьной инфраструктуры следует отнести и развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочих. Думается, что этот аспект инициативы наиболее инновационен и вызывает необходимость серьезного осмысления. Прежде всего, это вопросы о новых организационно-правовых формах деятельности и системах привлечения малых предприятий. С опытом такой работы наши руководители ознакомились в странах Балтии (Евросоюз), но собственного опыта, как и нормальной федеральной нормативной правовой базы по этим направлениям мы не имеем. Мы можем сегодня демонстрировать высокие достижения в формировании социального партнерства, только в этом году выполнены работы на сумму 908 тыс. руб. юридическими и 270 тыс. рублей физическими лицами – меценатами и спонсорами. Совершенствуется совместная деятельность с учреждениями социальной сферы. Но и в этом плане необходимо приводить в порядок нормативную правовую основу, добиваться большей эффективности в вопросах безопасности и комфортности учреждений, организации горячего питания в соответствии с требованиями новых СанПинов. 5. Здоровье школьников. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. Как уже отмечалось, при установлении требований к условиям реализации образовательных программ большее внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников. Практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий – все это также позитивно сказывается на здоровье школьников. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни. Анализируя эти вопросы, мы видим сколь много сделано в наших учреждениях образования и, прежде всего, в Школе №1,№5 и №9, Педагогическом лицее, надо отдать должное роли в этом вопросе и нашим социальным партнерам ВЛГАФК и ЦГБ. Сегодня необходимо упорядочить все теоретические и практические достижения, а также предложить нашим общеобразовательным учреждениям: школе №1,№2,№6,№7,№9, №12 и №13 и №17, Кадетской школе совместно с ДЮСШ разработать и внедрить программы спортивных занятий, продолжить совместно с ВЛГАФК мониторинг состояния и развития здоровья школьников. Этот учебный год дает нам возможность осмыслить состояние великолукского образования, соотнести его с современными требованиями, подготовиться к дальнейшей модернизации. В каждом муниципальном образовательном учреждении необходимо сделать анализ и корректировку Программ развития, подвести итоги экспериментальной деятельности, оценить ресурсную обеспеченность и выйти со своими предложениями по этому вопросу к Городскому управлению образования и местным органам власти. Нам необходимо подготовить проекты муниципальных целевых программ: 1. «Кадры образования». 2. «Открытость образования». 3. «Информатизация образования». 4. «Безопасность муниципальных образовательных учреждений». 5. «Качество и комфорт великолукского образования». 6. «Территория муниципальных образовательных учреждений». Можно сделать вывод: великолукское образование к новому этапу совершенствования и развития российского образования подошло достойно, обладая высоким кадровым и материально-техническим потенциалом, гуманистическими традициями, а главное - желанием совершенствовать свою профессиональную деятельность и лично участвовать в процессах формирования НОВОЙ ШКОЛЫ!
Архив »»
|