182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №2»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   УПРАВЛЕНИЕ ОУ /  
28 марта 2014

Протокол № 3 2013-2014 учебный год

Протокол № 3

заседания педагогического совета

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Великие Луки Псковской области

от 28.03.2014 г.

Присутствовало: 56

Отсутствовало: нет

Повестка дня:

1. Качество образования — залог успеха школы.

2. Анализ анкет «Взгляд участников образовательного процесса на результат и качество образования».

3. Выступление кафедр «Пути достижения нового качества образования»

По первому вопросу выступила зам. школы по УВР Солодкова Н.Н.:

Качество – это динамическая и постоянно меняющаяся концепция. Интерпретация этого понятия зависит от конкретной общественной группы: школьники, родители, школа, местное сообщество, государство или мир в целом. У каждой из этих групп есть своё собственное понимание о качестве образования:

• для учащихся качество может быть определено в терминах оценок, привлекательности содержания учебных предметов и обучения или полезности школьного образования для получения работы;

• для родителей качество может быть определено в терминах сохранения определённых ценностей, вклада в семейные традиции, гарантий трудовой занятности;

• для школы качество связано с успехом её выпускников, с тем, может ли учащийся перейти на следующую ступень обучения, или с результатами, показанными учениками при проведении национальных экзаменов и тестов;

• для местного сообщества качество может быть определено в терминах поддержки ценностей местной общины, рейтинга школы в национальных экзаменах или числа выпускников, хорошо образованных и подготовленных;

• для страны качество, как правило, связано с формированием национального согласия вокруг некоторой политической философии или религии, сохранением или переосмыслением национальной истории, достижением конкурентоспособности в глобальной экономике;

• на международном уровне качество рассматривается как возможность обеспечения мирного сосуществования и формирования сопричастности к мировому сообществу.

Качество образования – это постоянная ориентация на удовлетворенность потребителя образовательными результатами.

Аспекты (стороны) качества образования:

• Качество условий (качество образовательных программ, учебных и учебно-методических материалов; оснащения образовательных процессов, кадровые и др.).

• Качество процесса (качество педагогической деятельности, в том числе инновационной, и управления качеством).

• Качество результата (результаты ЕГЭ, аттестации учителя, качество обучения по ступеням образования и др.).

Компоненты качественного образования:

•Обученность (знания, умения, навыки и т.д.)

•Воспитанность

•Социально- личностное развитие (мотивация познания, креативность, самоактуализация, интеллектуальное, эмоционально-волевое и т.д. развитие)

•Компетентность

•Здоровьесбережение

Факторы, влияющие на качество образования

Ученик:

-учебные возможности обучаемого

-индивидуальные особенности (память, внимание, мотивация и т.д.)

Учитель:

-педагогическая деятельность (обучение, воспитание, развитие, формирование положительной «Я-концепции»)

-здоровьесбережение

Управленец:

-управленческая деятельность, организующая внутришкольную среду, регулирующая взаимодействие субъектов образования в учебно-воспитательном процессе

Учащиеся, их родители и социум предъявляют заказ на качество образования.

Заказ учащихся:

• Образование, позволяющее продолжить обучение, реализовать личностные амбиции.

• Дополнительное образование по желанию, в том числе и начальное профессиональное.

• Благоприятная школьная среда, интересный досуг.

• Сохранение здоровья (психического, обеспечивающего гармонию с миром и самим собой; социального, обеспечивающего умением общаться (как жизненная защищенность) обладание лидерскими качествами, навыками конкурировать, социально адаптироваться в современном быстроизменяющемся мире; физического, обеспечивающего систему здоровья, физическую выносливость).

Заказ родителей:

• Обучение и развитие согласно природосообразности ребенка;

• Образование, обеспечивающее возможность дальнейшего обучения и трудоустройства по специальности.

• Условия пребывания в образовательном учреждении, сохраняющие и развивающие здоровье, гарантирующие присвоение общественных ценностей, норм нравственности и определенного уровня воспитания.

• Привитие здорового образа жизни.

• Бесплатное обучение, платный (по желанию родителей) полупансионат.

Заказ социума:

• Образование, реализуемое в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и тенденциями развития региональной системы образования.

• Образование, обеспечивающее выпускнику образовательного учреждения конкурентоспособность, предпринимательские качества в мегополюсе, имеющем статус пограничного.

• Экологическое образование в зоне повышенной загрязненности атмосферы, флоры и фауны

• Социальная адаптация, обеспечивающая способность выпускника учреждения образования всю жизнь сохранять свою принадлежность к культуре социума и народов, населяющих его, культуре своей нации.

• Воспитание, основывающееся на общечеловеческих ценностях, межнациональной, социальной толерантности.

На качество образования влияют:

• Рыночная ориентированность экономики, конкуренция на рынке рабочей силы.

• Отношение общества к образованию, востребованность интеллекта в обществе, экономике, производстве, культуре и т.п.

• Современность и содержательное (предметное) наполнение образовательных (учебных) программ, их соответствие государственным и общественным требованиям, условиям предстоящей работы, продолжению образования, личностному развитию выпускника образовательного учреждения.

• Статус учителя в обществе, адекватность оценки его труда.

• Уровень партнерства участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей, общественности.

• Общая профессиональная подготовка учителей.

• Организационные и методические нововведения последних лет.

• Свобода учителей в выборе технологий и методик, опоры на яркие личности.

• Мотивация педагогов на качество образования.

• Эффективность управления и системы контроля качества образования. Стимулирующая роль системы педагогического контроля.

• Материально-техническое и финансовое обеспечение образовательного процесса.

• Реализация в обучении принципов дифференциации и индивидуализации, поощрение одаренных учащихся, профилизация и специализация учебных классов;

• Общая организация учебы в школе (ритмичность, продуманность расписания, учет интеллектуальных нагрузок и психофизического состояния обучающихся, социально-медико-педагогические условия и т.п.) и т. д.

• Состояние внеучебной деятельности учащихся.

По второму вопросу выступили представители кафедр школы, подытожила выступления зам. школы по УВР Плавинская Т.Ю.:

Логунова О.Ю. (кафедра физико-математических наук)

Что такое "качество образования"? Это означает, что образование которое получает человек, имеет определенное качество. Качество образования зависит, во-первых, от стандарта образования, а во-вторых, от соблюдения лицами, которые оказывают образовательные услуги, этого стандарта. Стандарт образования должен включать уверенное освоение лицом. которое получает образовательные услуги, определенным набором знаний, навыков и умений. К сожалению, учат многие, а настоящих Учителей - единицы. И еще меньше тех, кто учит применять полученные знания в жизни.

Фигура учителя всегда находится в центре внимания в любых образовательных системах. Как справедливо заметил Майкл Барбер: «Качество образовательной системы не может быть выше качества её учителей».

Составляющие качества образования:

• Уровень знаний, которые помогут детям реализоваться в жизни

• Компетенции ученика: как он ищет информацию; находит общий язык с другими людьми; ориентируется в сложных экономических отношениях

• Набор знаний, умений и навыков в соответствии со стандартами образования

• Коммуникативные качества ученика

• Уровень воспитанности

Смыгина Е.Н. (кафедра гуманитарных наук)

Элвин Тоффлер, американский социолог и публицист, сказал: «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться». От современной школы требуется новое качество образования. Качество образования — это не только способность удовлетворять запросы потребителей, но и востребованность полученных знаний, их применение для достижения конкретной цели. Таким образом, главной задачей современного образования является удовлетворение потребителя, а также необходимость полученных потребителем знаний в современном мире. Готовясь к уроку, учитель должен думать о том, где этим материалом в жизни воспользуется ученик и важно ли вообще это для него.

Качественное образование невозможно без качественного процесса образования. Качество образовательного процесса — это совокупность основных его свойств в целом, свойств отдельных сторон, звеньев и элементов. Основными звеньями образовательного процесса являются учитель и ученик.

Современный учитель должен:

• владеть информационными технологиями

• вести научно-исследовательскую деятельность

• участвовать в конкурсах профессионального мастерства

• готовить учащихся к предметным олимпиадам

Современный ученик должен:

• уметь решать проблемы

• уметь вступать в коммуникацию

• заботиться о своём здоровье

Плавинская Т.Ю. – зам. директора по УВР

Сделать обучение современным хотели бы многие – от президента до рядового школьника. В последние два года это желание оформилось на государтвенном уровне и многочисленные инициативы, главной из которых на сегодняшний день является «Наша новая школа». Успех этих и других инициатив в области образования зависит от того, как они повлияют на работу конкретного педагога, что каждый конкретный педагог готов изменить в своём уроке, образовательном пространстве, стиле обучения, в самом себе…

Сегодня невозможно представлять образование только лишь в аспекте вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими его адаптацию в современной культуре.

Истинное современное образование основывается на развитии и саморазвитии «Я» человека. Образование как единство обучения и воспитания призвано обеспечить построение учеником живого знания, знания личностно значимого. Цель образования, структура, технологии зависят от главных особенностей начавшегося столетия.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.

К реализации концепции образования на протяжении всей жизни школа должна готовить учащихся уже сейчас. С этой целью необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания:

• научиться познавать;

• научиться делать;

• научиться жить вместе;

• научиться жить в ладу с самим собою.

Эти основы и являются целями современного образования.

Прежде всего, следует научиться использовать знания на практике, применять их к решению теоретических проблем. Для этого необходимо содействовать развитию у школьников системного, критического мышления.

Но этого тоже недостаточно. Чтобы жить, развиваться и быть удовлетворенным от своей основной деятельности, нужно стать профессионалом в избранной области. В условиях жесткой конкуренции рынка свое место может «удержать» только профессионал. А для этого каждый должен:

• формировать у себя потребность к постоянному познанию;

• уметь эту потребность удовлетворять собственными силами;

• иметь широкую компетентность, связанную с умением ре¬шать проблемы;

• уметь работать в разных социальных и производственных условиях.

Сейчас важнейшей задачей является помощь учащимся в самопознании, ибо только таким путем ученик может построить траекторию своего развития

Новая структура стандарта призвана обеспечить наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных образова¬тельных возможностей и траекторий для учащихся на основе развития профильного обучения.

Одновременно с обновлением структуры образовательного стандарта, организацией работ по содержательному наполнению требований к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам освоения для обеспечения перехода на новый стандарт предусматриваются системное повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров, обновление содержания учебников и пособий, разработка и реализация программ методического сопровождения перехода на новый стандарт образования.

К 2015 году будет создана единая добровольная цифровая система учета образовательных достижений школьников. Помимо Единого государственного экзамена получат развитие и другие институты оценки результатов общего образования школьников

В нашей школе тоже происходят изменения, направленные на вооружение учащихся навыками и умениями, необходимыми для жизни в XXI веке. О наиболее значимых расскажут учителя нашей школы.

По третьему вопросу выступили представители кафедр школы:

Козлова С.Г. (кафедра естественных наук) выступила с докладом «Новые формы образования ученика и учителя».

При обучении учащихся необходимо учитывать, какое полушарие головного мозга у них доминирует. У 19% доминирует левое полушарие, у 21% доминирует правое полушарие, у 60% учащихся отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

Левополушарные — рабочая полусфера - правая правополушарные — рабочая полусфера - левая

Области

сознания Интуитивное, хаотическое абстрактное, основано на фантазии, невербальное, вневременное, аналоговое Логическое, последовательное линейное, символическое, основано на реальности, вербальное

Видит символы (буквы, слова).

Необходимы ясные письменные инструкции. Повторяет фактическую информацию. Любит проверять работу. Любит информацию в письменной форме. Анализирует от части к целому. Переживает реальность после чтения. Любит смотреть фильм после чтения книги.

Видит конкретные объекты и может отставать в чтении. Отвлекаемость, способность к саморазвлечению. Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные. Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию. Не любит проверять работу. Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций. Анализирует от целого к части. Переживает реальность до чтения. Любит смотреть фильм до чтения книги.

Условия, необходимые для успешной учебной деятельности Детали

тишина на уроке

работа в одиночку

многократное повторение

задания на поиск ошибок

задания в символах Связь информации с реальностью

Практика

творческие задания

эксперименты

музыкальный фон

речевые и музыкальные ритмы

работа в группах

схемы, таблицы

ролевые игры

инсценировка

В обычной массовой школе легко учиться детям с низкой функциональной ассиметрией полушарий (равнополушарным), то есть тем, которые при обучении знаковым системам способны использовать не только левое полушарие, но и правое.

Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении. Ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Например, ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, может показать такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своим партнёром способом выделения нужных деталей, выявления различий, создание категорий.

Панфилова О.Р. (кафедра физико-математических наук) выступила с докладом «Активные методы обучения ученика».

Методы обучения делятся на традиционные, активные и интерактивные. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности.

Цель интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения; дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Методы интерактивного обучения:

• Круглый стол (дискуссия, дебаты)

• Мозговой штурм (мозговая атака)

• Деловые и ролевые игры

• Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

• Работа в группах

• Проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки) и т.д.

Для достижения целей занятия педагог может использовать различные инструменты: кластер (от англ. сluster - кисть, пучок, гроздь, куст. Объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами), денотатный граф (способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия), ментальную карту (графическая визуализация ситуации для более системного подхода к решению, стоящих задач), «рыбий скелет» (причинно-следственная диаграмма), рефлексию, интерактивный плакат, ленту времени, интерактивные он-лайн доски, геоинформационную карту и другие.

Михайлова Л.А. (кафедра гуманитарных наук) выступила с докладом «дифференцированное обучение».

Мечта каждого учителя - научить всех детей: и умных, и талантливых, и не очень способных. Как это сделать? Как на уроке у одних не вызвать скуку, а у других страх непреодолимости? Как сделать так, чтобы не получилось, как у Маяковского: «Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал». На помощь приходят современные технологии. Например, технология уровневой дифференциации обучения Николая Петровича Гузика, которая адаптирована и применяется в работе. Цель данной технологии: обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, что ведет к индивидуализации обучения, а следовательно, к развитию личности. Это необходимое условие личностно-ориентированного обучения. Создается комфортная среда для развития каждого ребенка с учётом его индивидуально-психологических особенностей.

Данная технология имеет как плюсы, так и минусы. Положительным является то, что исключается уравниловка, включается принцип доступности. «Сильные» дети, выполняя усложненные задания, растут, не скучают. А «слабые» чувствуют себя увереннее, избавляются от комплексов, настраиваются на успех. Однако деление детей требует особой деликатности. Кроме того, «слабые»ученики лишаются возможности тянуться за «сильными»,соревноваться с ними. Зато исключается списывание, ожидание проверок вслух и конспектирование чужих ответов.. Но необходимо учитывать этический фактор, не называть детей «сильными» и «слабыми»,не делить на группы: «Первая» и «Вторая»,а с учетом специфики предмета, можно обозначить так: «Азъ», «Буки» и «Веди»

«Азъ »-это те, кто знает лишь азы, долго думает, вспоминая правила, с трудом усваивает новое, находится на репродуктивном уровне обучения. Ученики данной группы усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объеме, выполняя задание репродуктивного характера. Самостоятельная работа сведена до минимума. Преобладают фронтальные виды деятельности под руководством учителя.

«Буки» - это основная часть класса. На них, как правило, рассчитаны учебники и программы. Ученики этой группы успешно пользуются приемами реконструирования и частично – поисковым методом работы. Учащиеся данной группы усваивают материал после тренировок, не сразу выделяют существенное, закономерное, умеют увидеть в частном общее, овладев знаниями. Допускается полусамостоятельная работа. Если направлять деятельность, ученики могут справиться в итоге и с заданиями «Веди».

«Веди» - это те, кто «ведает», знает, легко усваивает. Словом, отличники и лучшие хорошисты, которые все хватают на лету, и обычные упражнения им скучны. Они успешно выполняют роль экспертов и консультантов. Справляются с заданиями повышенной сложности. Работают на опережение. Обладают прочными знаниями, пытливым умом и интеллектом . Это помощники учителя . Характер их деятельности продуктивный, творческий: способны применять знания в нестандартных ситуациях, умеют выделять существенное, закономерное, и достигают высокого уровня знаний.

Как группа «Азъ»,так и группа «Веди» немногочисленны, по 5 – 7 человек. Причем они мобильны, деление детей условно. Например, написал диктант на «5»-можешь перейти из группы «Буки» в «Веди». Сдал зачет на «4»-переходи из группы «Аз» в «Буки». Это поощрение. Появляется стимул. Дети стараются, соревнуются.

Пример дифференциации заданий на уроке русского языка и

при выполнении домашнего задания по литературе

Пример задания Группа «Азъ» Группа «Буки» Группа «Веди»

Русский язык

Тема «Степени сравнения наречий» списать текст, подчеркнуть наречия в сравнительной степени как члены предложения, выделить суффиксы. выписать словосочетания с наречиями в сравнительной степени, подчеркнуть как члены предложения , выделить суффиксы . Выписать словосочетания с наречиями в сравнительной степени, выделить суффиксы образовать словосочетания с омонимичными формами прилагательных в сравнительной степени Обе части речи подчеркнуть как члены предложения .

Литература

Пример задания Группа «Азъ» Группа «Буки» Группа «ВЕДИ»

Изучение рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро», 5 класс, работа с текстом Какими умениями обладал Васютка? Что помогло ему выжить в тайге? Найти цитаты Что спасло Васютку в тайге? Выбрать цитаты и подтвердить своими рассуждениями В чём заслуга Васютки? Как он добивался своего спасения? Подобрать цитаты, сделать вывод о характере Васютки. Вспомнить и привести пример из жизни. Чему ты научился у Васютки?

Домашние задания тоже дифференцируются, что исключает списывание у «сильных учащихся», а группа «Веди» может сопоставить несколько тем, ранее изученный материал, проанализировать его, провести параллели. Практическое осуществление уровневой дифференциации не должно означать, что одним ученикам предлагается больше по объему материал, а другим меньший. Каждый должен пройти через полноценный учебный процесс, который содержит обязательный минимум стандарта.

Чеснокова Н.В. (кафедра начальных классов) выступила с докладом «Инструментарий современного урока».

Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что наступившее XXI столетие - век информации и научных знаний. Это обязывает систему образования решать принципиально новую глобальную проблему подготовки школьников к жизни и деятельности в условиях информационного общества.

Обучение учащихся с использованием технологической карты позволяет любому учителю организовать эффективный учебный процесс, обеспечить его продуктивность в реализации не только предметных, но личностных и метапредметных умений, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку к уроку. И большой объем ТК теперь не удивляет. В карте просто все прописано до мелочей, а мелочей в обучении не бывает: все важно, все надо предусмотреть, все корректно сформулировать. Да так, чтобы ребенок, обучаясь индивидуально, в паре или в группе, научился учиться. Это требование времени.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Структура технологической карты включает название темы; цель освоения учебного содержания; планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); основные понятия темы; метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); технологию изучения указанной темы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Решение педагогического совета от 28.03.2014 г.:

1. Всем педагогам школы определить одним из приоритетных направлений работы — совершенствование своей деятельности по повышению качества знаний учащихся.

2. Учителям-предметникам усилить в своей работе личностную направленность образования и качественную подготовку к уроку.

3. Всем педагогам школы постоянно работать над повышением своего профессионального уровня в условиях внедрения ФГОС и применением на уроках новых форм образования ученика и учителя.

И.о. директора школы Л.А.Полугарова

Секретарь педсовета Г.А. Фролова


Архив
наши успехи
    Поздравляем Бахтову Ирину (7в класс) - Победителя регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура».

    Поздравляем Бахтову Ирину (7в класс) призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура»

    Поздравляем Бостенкову Арину (11 А класс) Победителя муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

    Поздравляем Петрову Александру (11 Б класс) Победителя муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии

    Поздравляем Иванову Ульяну (10 А класс) призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии

    Поздравляем Болотникову Арину (8 Э класс) призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии.

    Поздравляем Лазареву Дину (11 Б класс) призёра муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.