Человеческий организм реагирует на цвет.Желтый цвет - светлый, как солнечный день - вызывает весе¬лое, радостное настроение.
Фиолетовый и синий -цвета неуверенность, сумрачность.
Голубой цвет мы воспринимаем как легкий, небесный цвет. Стены, окрашенные в темно-синий цвет, вызывают у нас грустное на¬строение.
Светлая зелень кажется легкой, воздушной и наоборот, болотно-зеленый цвет мягким и тяжелым.
Зеленый цвет успокаивает нас, клонит ко сну, вызывает желание помечтать.
Коричневый цвет воспринимается более жестким и землистым по сравнению с чистым оранжевым.
Чисто красный цвет прежде всего выражает силу, активность.
Активные цвета - желтый и красный - всегда имеют перевес над пассивными - синим и зеленым, поэтому они желательны в небольших дозах. Желтый и красный запечатлеваются в памяти гораздо глубже. В силу этих свойств красное как акцент, предпочтительнее зеленого или синего, которые не бросаются в глаза.
В классе школы зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия для работы, т.к. глаза не утом¬ляются ярким цветом, и от соответствующей окраски боковых стен ощущается теплота.
Цветопсихологические исследования детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возрас¬та.
В раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный цвет, причем девочки, главным образом, розовый.
В возрасте 9-11 лет интерес к красному цвету постепенно заме¬няется интересом в начале к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому, а затем к зеленому.
После 12 лет любимый цвет - синий.
Часто возбужденный ребенок после того, как ему показывают в окружающей среде предмет красного цвета, успокаивается. Когда мы привносим красный цвет в оформление классов для младших школь¬ников, будь то красная панель или красная стена, то можем быть уве¬рены, что этот цвет будет действовать на детей успокаивающе.
Необходимо по возможности избегать окрашивания классной доски в черный цвет, лучше предпочесть темно-зеленый или темно-синий цвет. Не следует на стене, где висит классная доска, создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение учащихся.
Возраст
Предпочитаемые цвета
Цвет, вызывающий отрицательное отно¬шение Преобладающее пси¬хологическое состояние
4-10
Красный, пурпурный, розовый, бирюзовый
Черный, темно-корич¬невый, серый
Пребывание в мире ска¬зок
11-12
Зеленый, желтый, красный
Оливковый, пастельно-зеленый, лиловый
Преобладание чувствен¬ного восприятия мира
13-16
Ультрамарин, оран¬жевый, зеленый
Фиолетовый, лиловый
Рациональный подход к восприятию мира, разви¬тие самосознания
17-19
Красно-оранжевый
Пурпурный, розовый
Инстинктивно-целенап¬равленное восприятие мира
Передняя стена во многих случаях может быть окрашена в цвет, более интенсивный по сравнению с задней и боковыми стенами.
В подготовительном и первом классе можно рекомендовать интенсивные чистые красные тона.
красный цвет в комнате для второклассников можно постепенно заменять оранжево-красным или оранжевым, для 10-ти и 11-тилетних детей – желтым и желто-зеленым, затем – зеленым.
Для детей переходного возраста начинает играть определённую роль синий цвет, но обязательно в сочетании с оранжевым, т.к. класс с большим количеством синего цвета создает «холодное» впечатление.
Оранжево-желтый цвет более чем синий, способствует сосредоточенности внимания.
В классах, где учащиеся занимаются ручным трудом, в отличии от учебного класса, следует применять голубой цвет. Этим же цветом следует окрашивать музыкальный класс. Спортивный зал надо выдерживать в иных красках. Здесь будет удачным сочетание голубого и светло-зеленого цвета.
В школах следует избегать тонов грязных, сероватых, даже тогда, когда они считаются «скромными» тонами. Школе нужны чистые ясные тона.
Залы и коридоры должны вызывать чувство широкого пространства и движения. Они, также как и стены лестниц, могут быть окрашены в светло-синий и желтый цвет, т.е. цвет контрастный окраске учебного класса, т.к. дети должны чувствовать себя на отдыхе.
В школе, оформленной в радостные и живые цвета, процесс обучения менее утомителен и более приятен.