16 января 2009
Воспитание речевого слуха в рамках работы по воспитанию звуковой культуры речи
ВОСПИТАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА В РАМКАХ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ. Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, мы решаем следующие задачи: 1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: - звуковысотный слух. Мы учим детей узнавать изменения голоса по высоте (высокий и низкий звуки) в соответствии с изменениями эмоциональной окраски речи (сердитый тон речи – низкий голос; доброжелательный и ласковый тон – высокий голос). Дети учатся отличать голоса по тембру: различать голоса знакомых людей, педагогов и детей. - слуховое внимание. Дети учатся определять на слух то или иное звучание: звукоподражание, слово, звук музыкальной игрушки. На занятиях дети учатся концентрировать слуховое внимание на каком – либо звуке или слове. Для этого используются игры: «Угадай, что звучит»; «Солнце или дождик?» (ребёнок внимательно слушает бубен и в соответствии с его звуками «гуляет» или «прячется»); «Угадай, кто кричит?» (ребёнок угадывает животное по голосу взрослого, не видя его лица). Помимо концентрации дети учатся устойчивости и переключению внимания. Примеры игр: «Угадай, что делать» (взрослый тихо звенит бубном, ребёнок держит руки на коленях, взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает руки вверх и машет ими); «Где позвонили?» (взрослый играет на музыкальном инструменте, а ребёнок с закрытыми глазами должен угадать, откуда слышен звук); «Иди – беги» (взрослый стучит в бубен громко – ребёнок бежит, тихо – идёт); «Угадай, кто сказал?» (на материале сказки «Три медведя» взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая Мишутке или Настасье Петровне, или Михайло Ивановичу: ребёнок угадывает персонажа); «Кто внимательный?» (взрослый даёт ребёнку какие – либо задания очень тихо, шёпотом, предварительно предупредив ребёнка, что сейчас нужно быть очень внимательным. Инструкции могут быть следующими: Возьми мишку и посади в машину. Вынь мишку из машины. Посади в машину куклу. и т.д.) - фонематический слух. Фонематический слух – это способность чётко различать одни речевые звуки от других, благодаря чему ребёнок умеет различать, узнавать и понимать слова, усваивает звуковую систему языка, учится правильно писать. Игры для развития фонематического слуха могут быть следующими: «Волшебная палочка» (взрослый «волшебной палочкой» дотрагивается до любого предмета, называя его, а ребёнок старается повторить как можно ближе к образцу); «Путешествие в поиске слов» (ребёнок находит предметы и чётко называет их. Это можно делать на прогулке, дома); «Игрушка ошибается» (ребёнок «учит говорить» игрушку: мишка повторяет за ребёнком неправильно, например «штул» вместо «стул», или «кровать» вместо «шкаф» и т.д. Ребёнок исправляет ответы); «Подскажи словечко» (взрослый читает знакомое ребёнку стихотворение, не договаривая последнее в строчке слово, а ребёнок должен догадаться, какое, и произнести его); «Так ли звучит?» (взрослый показывает ребёнку картинки, названия которых звучит сходно, например, шишка – мишка - фишка; стол - стул – стал; дом – сом – лом – ком; ребёнок должен сгруппировать похожие картинки. Если малыш не справляется с заданием, взрослый ещё раз чётко произносит слова, отмечая сходство и различие слов). - восприятие темпа и ритма речи. Дети должны различать быструю и медленную серии звуков; долгий и краткий звуки; громкий и тихий звуки; очень сложна для ребёнка работа по усвоению ритмического рисунка речи: повторения, воспроизведения ритмического рисунка. Для воспитания правильного темпа речи модно привести пример игры «Угадай, кто идёт?» (взрослый показывает ребёнку картинки цапли и воробья, объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем взрослый стучит в бубен медленно – ребёнок ходит, как цапля, быстро – ребёнок прыгает, как воробей). Хорошо развитый речевой слух обеспечивает чёткое, ясное и правильное произношение фраз, слов и звуков родного языка (при отсутствии в строении и подвижности артикуляционного аппарата), даёт возможность правильно регулировать громкость произнесения слов, говорить выразительно, в правильном темпе.
Архив |