30 ноября 2011
Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Современный ребёнок к 4,5 – 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4 до 5 тысяч слов. Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов(му-му, ав, ту-ту) до развёрнутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-граммматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи. Самый низкий уровень речевого развития у таких малышей – 1-й. Самый высокий – 3-й. Охарактеризуем речь детей с 3-м, наиболее типичным уровнем речевого развития. У них в 5-летнем возрасте словарный запас составляет примерно 2,5 – 3 тысячи слов. В нём отсутствуют или же наличествуют в искажённом виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий , их признаки. Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния: - частей предметов и объектов( кабина, фундамент, затылок, виски и т.п.); - глаголов, выражающих уточнённость действий( лакает, лижет, грызёт, откусывает и т.п. – всё выражается словом «ест»); - приставочных глаголов ( подплыл, отплыл и т.п.); - антонимов; - относительных прилагательных. В грамматическом строе распространены ошибки: - в употреблении предлогов В, К, С(СО), ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, НАД; - соглосовании различных частей речи; - построении предложений. В фонетическом плане дети: - неверно произносят 10 – 20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие-твёрдые, звонкие-глухие, а так же звуки С-Ш, З-Ж, ТЬ-Ч, СЬ-Щ, Л-Р и т.п.; - искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов; - не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания. В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. Однако развёрнутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием чёткости, последовательновти изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего таким детям даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов. При 2-м уровне речевого развития нарушения во всех компонентах языковой системы более грубы и стойки. При 1-м уровне речевого развития у ребёнка связная речь отсутствует, в ней имеются отдельные многозначные искажённые аналоги слов, часто звукоподражательного плана. Все указанные речевые особенности наблюдались у детей, имеющих нормальный слух и сохранный интеллект. Только при отмеченных параметрах дефект может характеризоваться как общее недоразвитие речи. Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: - нарушены внимание и память; - нарушены пальцевая и артикуляционная моторика; - недостаточно сформировано словесно-логическое мышление. Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырёх предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Ещё труднее сосредоточивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объёме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности. Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Так. Внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизовать и оно сохраняется в течении длительного времени. Нарушения артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого нёба, губ, нижней челюсти. Артикуляция всех звуков речи и происходит тогда, когда перечисленные подвижные органы образуют смычки и щели между собой или с неподвижными органами – нёбом и зубами. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто к общей невнятности, смазанности речи. Связь пальцевой моторики и речевой функции сравнительно недавно была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков АПН РФ (А.В.Антакова-Фомина, М.И.Кольцова, Е.И.Исенина). они установили, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстаёт, то и речь не соответствует возрастным нормам. У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. И последнее. Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщений явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Дети с указанным нарушением могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, так как они стоят в комнате; некоторые с трудом решают простейшие математические задачи или не в состоянии отгадать даже несложные загадки. Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда трудно бывает определить, что является причиной, что следствием, что первично, а что вторично. В частности, это касается словесно-логического мышления и внимания. Характерологические (личностные) особенности детей с общим недоразвитием речи заметны любому воспитателю. Отклонения от нормы у таких малышей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, а иные, наоборот – вялость, апатию.
Дефектолог – Мигукина Е.Л.
Архив |