182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 27»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
Результаты самообследования за 2017 год
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ /  
20 февраля 2012

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ, РАССКАЗЫВАНИЯ, ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

РЕБЕНОК В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ребенок и книга

При восприятии литературного произведения малыши прежде всего обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники эмоционально активно переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

Характерной особенностью детей от двух до пяти лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.

Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.

Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников со¬ставляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор — частушки, потешки, песенки, игры («Водичка, водичка...», «Кисонька-Мурысенька...», «Тили-бом!..», «Пальчик, пальчик...», «Кто у нас хороший...» и многие другие). Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Дети зна¬комятся с народными сказками, прежде всего со сказками о животных: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба» и др. Младшим до¬школьникам читают доступные их пониманию произведения русской и зарубежной классики, а также рассказы, сказки и особенно стихи современных авторов.

Задача детского сада — открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к книге, умение ее слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображае¬мые события, «содействовать» и сопереживать героям, т. е. за¬ложить основу литературного развития детей, становления их как будущих читателей. Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способностей и умений эстетически вос¬принимать произведения литературы, с развитием их художе¬ственно-речевой деятельности.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ, РАССКАЗЫВАНИЯ,

ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Произведения для детей 2—3 лет Русское народное творчество

Малые формы фольклора. «Пошел кот под мосток...»; У Аленки в гостях; Наши уточки; «Ой, ду-ду...»; «Привяжу я козлика...»; «Как у нашего кота...»; «Котик серенький...»; «Киска, киска...»; «Пошелел котик на Торжок...»; «Кисонька-Мурысенька...»; Сорока-белобока; Коза рогатая...»; Ладушки; «Водичка-водичка...»; Наша Маша; Дедушка Ежок; Заяц Егорка; Заинька.

Сказки. Волк и семеро козлят; Заюшкина избушка; Курочка ряба, Репка; Теремок.

Фольклор народов мира

Малые формы фольклора. «Горкой, горкой...» (белорусск.); . едем на лошадке (шведск.); Курица (англ.); Ласковые песенки (азер, «Ой, в зеленом бору...» (укр.); Ой, как весело (эст.); Рыбки (фран| Соловей-соловушка (лат.); Топ, топ (польск.); Я козочка (лит.).

Сказки. Горшок каши (нем.); Как лисичка бычка обидела (эс| Крошка Малышка (шотл.); Упрямые козы (узб.).

Произведения русской классической литературы

В. Жуковский. Котик и козлик; Птичка. — А. Кольцов. Дуют ветры буйные.— М.Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный...» — И.,Никитин. «На дворах и домах снег лежит полотном...» — А. Плещеев «Травка зеленеет...» — А.Пушкин. «Ветер по морю гуляет...»; «[—яблоко] Оно соку спелого полно...» — Л. Толстой. «Была у Насти кукла...»; «Пошла Катя поутру...»; «Деду скучно было...»; «Спала кошка на крыше...» — К. Ушинский. Васька; Два козлика. — А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...» — С. Черный. Жеребенок.

Произведения современной русской и зарубежной литературы

А. Барто. Бычок; Лошадка; Слон; Зайка. — В. Берестов. Мишка, мишка, лежебока; Искалочка; Больная кукла. — Е. Благинина. С добрым утром; Аленушка; Дождик. — А. Введенский. Песнь машин» Мышка. — Л. Квитко. В садочке. — М. Клокова. «Воробей с березы..»; Мой конь. — С. Маршак. Детки в клетке; Сказка о глупом мышонке. — Ю. Мориц. Страшилище; Цветок; Очень задумчивый день- В. Сутеев. Цыпленок и утенок; Три котенка; Кто сказал «мяу»?, И. Токмакова. «Как на горке снег, снег...»; Глубоко ли, мелко; На машине ехали. — С. Федорченко. «Мышка девочки боится, как увидит — убежит...» — Д.Хармс. Веселые чижи; Веселый старичок; Удивительная кошка. — В. Хорол. Зайчик. — Е. Чарушин. Кошка; Курочка; Как Томка научился плавать. — К. Чуковский. Цыпленок; Закаляка; Свинки; Поросенок. — Д. Биссет. Га-га-га (англ.). — П. Воронько. Спать пора; Обновки (укр.).— М. Карем. Мой кот; Цыпленок (франц.) В. Пальчинкайте. Троллейбус (лит.).

Произведения для детей 3—4 лет

Русское народное творчество

Малые формы фольклора. Барашенька; «Бежала лесочком я» с кузовочком...»; Божья коровка; «Волк-волчок шерстяной боч «Гуси вы, гуси...»; Дедушка Егор; «Заинька, войди в сад...»; Иванушка; Ласточка; Петушок; «Под горкой на речке»; «Свинка Ненила»; Совушка; «Тили бом!..»; «Уж ты, зимушка»; «Уж ты, радуга-дуга...»; «Улитка, улитка...»

Сказки. Коза-дереза; Кот, петух и лиса; Лиса и журавль; Маша . медведь; Петушок и бобовое зернышко; Снегурушка и лиса; Теремок.

Фольклор народов мира

Малые формы фольклора. Где ночует солнце? (арм.); Заяц; Па-кочка (кабард.-балк.); Козленок (тадж.); Люли, люли, моя крошка (лит.); Перчатки; Храбрецы (англ.); Дедушка Рох (польск.); Дождь, дождь; Ручки, спляшите (франц.); Купите лук; Лошадка пони (шотл.). Сказки. Бременские музыканты (нем.); Воробей и лиса (болг); Как собака друга искала (мордовск.); Кого испугались (алб.); Колосок (укр.); Почему кот моется после еды (лит.); Почему у зайца губа рассечена (эст.); У солнышка в гостях (словацк.).

Произведения русской классической литературы

А.Блок. Зайчик.— А.Кольцов. «Дуют ветры буйные...»; — А.Плещеев. «Уж тает снег...» — А.Пушкин. «За весной, красой природы...»; «Ветер, ветер, ты могуч...»; Зимняя дорога.— И. Суриков. «Первый снег пушистый...» — Л. Толстой. «У Вари был чиж...»; «Саша был трус...»; «У Миши были сани...»; «Нашли дети ежа...»; «Сел дед пить чай...»; | Три медведя. — Ф. Тютчев. «В небе тают облака...» — К. Ушинский.

Уточки; Коровка; Бишка; Спор зверей. — А. Фет. «Чудная картина...»;

«Ласточки пропали...» — С. Черный. На коньках.

Произведения современной русской и зарубежной литературы

Я. Аким. Откуда; Елка наряжается. — 3. Александрова. Мой мишка; Мишка; Большая ложка. — А. Барто. Девочка-ревушка; Машенька; Де¬вочка чумазая; «Вот с насиженной гнилушки...»; Ути-ути; У Кирюши петушок. — В. Берестов. Про машину; Снегопад.; — Е. Благинина. Не мешайте мне трудиться; Вот какая мама; «Улетают, улетели...»; Мы пускаем пузыри. — А. Введенский. Кто; Сны; Черный кот; На лыжах. — с- Маршак. Усатый-полосатый; Мяч; Дремота и зевота; Сказка об Умном мышонке; Кто колечко найдет. — Ю. Мориц. Ручеек; Ежик ре¬зиновый. — Н. Павлова. Щепочка и камешек; Чьи башмачки. — Я- Тайц. Кубик на кубик; Ага. — И. Токмакова. Где спит рыбка?; «Как на горке...»; Голуби.— Д.Хармс. Кораблик; Таксик и бульдог; Кош-1СИ- — Е. Чарушин. Что за зверь; Томкины сны; Волчишко; Никита-охотник. — К. Чуковский. Айболит; Ежики смеются; Елка; Закаляка; *Фаденое солнце; Мойдодыр; Путаница. — А. Шабад. Лесенка. —Берг. Рыбка (англ.). — А. Босев. Трое (болг.). — Ф. Грубин. Очки (Чешск.). — У.Дисней. Приключения маленького щенка (амер.).—Н. Забила. Ясочкин садик (укр.). — С. Капутикян. Маша обедает; Кто скорее допьет (арм.). — М. Карем. Серое и белое; Зайчонок отправился в город (франц.);— Л.Квитко. Бабушкины руки; Кисонька (евр.),, Ф.Мугур. Рило-Йепурило и Жучок с золотыми крылышками (румынск.). — Ногути Удзе. Кукушка (японск.). — Ю. Тувим. Где очки (польск.).

Сборники

1. Гусли-самогуды: Народные песенки и потешки.— Л.: Дет. лщ 1981.

2. Ерши-малыши: Народные песенки и потешки.— Л.: Художщ РСФСР, 1982.

3. Ладушки. — М.: Прогресс, 1972.

4. Наши сказки / Сост. М. Боголюбская, А. Табенкина. — М ДЙ лит., 1981 (Кн. 1), 1982 (Кн. 2), 1986 (Кн. 3).

5. Хрестоматия для маленьких / Сост. Л. Елисеева. — М.: Просв., 1982.

6. Хрестоматия. 2—4 года / Сост. Н. П. Ильчук и др. — М.: Просв., 1999.

РЕБЕНОК В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

После четырех лет у ребенка возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с рас¬ширением детского жизненного опыта, круга конкретных пред¬ставлений. Совершенствуется и обогащается читательский опыт детей. Дошкольники начинают ощущать границы между реа¬листическими и сказочными жанрами, чувствуют законы ска¬зочной фантастики, что позволяет постепенно развивать у них первые представления о некоторых особенностях жанра (небы¬лицы, загадки, сказки, рассказы).

На пятом году жизни дети осознаннее воспринимают худо¬жественное произведение, легко устанавливают простые при¬чинные связи в сюжете. Характеризуя героев книг, чаше всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления о нормах поведения. Эмоциональное отношение к героям и литературным фактам у детей имеет конкретный действенный характер. Ребенок 4— 5 лет прежде всего — активный соучастник изображаемых со¬бытий. Мысленно он переживает их вместе с героями. Под¬держание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности — важная задача воспитания.

Познавательные и речевые умения и способности. Внима¬тельно слушать и слышать чтение литературных произведений. Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным

опытом. Устанавливать причинные связи в тексте. Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге. Представлять в воображении героев и события. Вы¬делять поступки героев и давать им элементарную оценку. За¬поминать и воспроизводить поэтические произведения.

При рассматривании книжных иллюстраций воспроизводить по ним текст рассказа или сказки. Пересказывать знакомые и услышанные впервые литературные произведения. Выражать в речи свое отношение к героям и событиям. Использовать яркие и точные слова и выражения. Участвовать в играх и ин¬сценировках по сюжетам знакомых книг. Выразительно испол¬нять стихи, знать тексты хороводных игр, потешек, загадок и других произведений.

Отношение к книге. Получать удовольствие от общения с книгой, стремиться к повторной встрече с ней. Сочувствовать и сопереживать героям произведения. Стремиться соотнести свое поведение с действиями и поступками привлекательного героя, оценивать себя и других детей с позиций этических норм, представленных в художественных образах. Радоваться встрече с веселой книжкой, откликаться на комическое содер¬жание, чувствовать юмор ситуаций, поступков, слов, выраже¬ний. Испытывать удовольствие от встречи с поэзией, стремле¬ние запомнить и воспроизвести понравившееся стихотворение.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ, РАССКАЗЫВАНИЯ, ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Русское народное творчество

Малые формы фольклора. «Долгоносый журавель...»; «Жили у ба¬буси...»; «Иголка, иголка...»; «Как на тоненький ледок...»; «Пузырь»; «Со вьюном я хожу...»; «Солнышко-колоколнышко...»; «Ты, трава ль моя...»; «Ходит конь...» и др.

Сказки. Гуси-лебеди; Жихарка; Зимовье зверей; Лисичка со ска¬лочкой; Привередница; Пых; Смоляной бочок; У страха глаза велики.

Фольклор народов мира

Малые формы фольклора. Гоп-гоп (чешек.); Два маленьких ко¬тенка (англ.); Кораблик (англ.); Ласточка (арм.); Скакун (татарск.); Стуки-стуки (лит.); Счастливого пути (голландск.); Что я видел (франц.).

Сказки. Два жадных медвежонка (венг.); Заяц и еж (нем.); Красная шапочка (франц.); Рукавичка (укр.); Три поросенка (англ.); Хвастли¬вый заяц (узб.).

Произведения русской классической литературы

К.Аксаков. «Мой Марихен так уж мал...» — О.Белявская. Вербоч¬ки; На лугу. — /. Галина. Песня мышек; Спи, сын! — В. Жуковский. Мальчик с пальчик. — В. Одоевский. Мороз Иванович. — А. Плещеев. Старик.— А.Пушкин. «Румяной зарею покрылся восток...»; «Ель растет перед дворцом...»— Л. Толстой. Котенок; Как мальчик рассказывал про то, как его не взяли в город; «Была зима...»; «У бабки была внуч¬ка...» — К. Ушинский. Лекарство; Бишка; Четыре желания; Чужое яичко. — А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...». — С. Черный. Про де¬вочку, которая нашла своего мишку; Имя; Волк. Произведения современной русской и зарубежной литературы

3. Александрова. Ветер на речке; Одуванчик. — А. Барто. Снегирь; Уехали. — Е. Благинина. Аленушка; Сорока-белобока. — В. Берестов-Кошкин щенок. — Б. Житков. Кружечка под елочкой. — М. Зощенко-

рпупая история. — В. Инбер. Сороконожки. — Л. Квитко. В гости; Дошадка. — А. Кушнер. Почему я от всего отказался; Что в углу? — С. Маршак. Вот какой рассеянный; Пудель; Ванька-встанька; Детки Б клетке. — И. Мезнин. Черное и серое; Простое слово. — Н. Носов. Метро; Ступеньки. — Л. Пантелеев. Рассказы о Белочке и Тамарочке _ я. Тайц. По грибы. — Д. Хармс. Очень-очень вкусный пирог; Ве¬селый старичок; Очень странная история. — Г. Цыферов. Самолетик. — Е. Чарушин. Рассказы из сборников «Почему Тюпа птиц не ловит», «Никита-охотник», «Про Томку». — К. Чуковский. Федорино горе; Тараканище; Чудо-дерево; Закаляка. — П. Воронько. Я носила воду; Об¬новки (пер. с укр.). — Ф. Грубин. Горка; Ромашки (пер. с чешек.). — Я. Колас. Цветок (пер. с бел.). — Э. Маркуш. Купание вороненка (пер. с венг.).— Уолтер де ля Мер. Кря!; Перышки в подушке (пер. с англ.).— Я.Райнис. Наперегонки (пер. с латышек.).

Рекомендуемые сборники

1 Наши сказки /Сост. М.Боголюбская, А.Табенкина. — М.: Дет. лит., 1981 (Кн. 1), 1982 (Кн. 2), 1986 (Кн. 3).

2. Поезд стихов. Из зарубежной поэзии для детей. — М., 1974.

3. Русская поэзия детям /Сост. Е. О. Путилова. — Л.: Сов. писа¬тель, 1989. — (Б-ка поэта. Большая серия).

4. Хрестоматия для маленьких /Сост. Л. Н. Елисеева. — М.: Проев., 1982.

5. Хрестоматия. 4—5 лет / Сост. Н. П. Ильчук и др. — М.: Проев., 1999.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ, РАССКАЗЫВАНИЯ

Круг детского чтения старшего дошкольника богат по со¬ставу и содержанию. Сюда входят, прежде всего, произведения мирового фольклора, классическая русская и зарубежная дет¬ская литература. Кроме того, в круг чтения дошкольников вхо¬дят произведения современных писателей всего мира. Этот круг постоянно пополняется новыми талантливыми именами и пре¬красными детскими книжками В наши дни созданы сборники хорошо, профессионально отобранных произведений поэзии и прозы для детей, книги для чтения, хрестоматии. Поэтому мы, не предлагая конкретного перечня книг для чтения детям старшего дошкольного возраста, приведем названия некоторых наиболее интересных литературных сборников, которые помогут воспитателю найти нужное произведение, дадут возможность подойти к выбору книг творчески, в соответствии с читатель¬скими интересами детей группы, а также личным педагогичес¬ким опытом.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СБОРНИКИ

1. Веселая школа для дошколят. Стихи, рассказы, пословицы для тех, кто хочет научиться писать и считать. — Пермь, 1989.

2. Волшебный мир. Сказки зарубежных писателей. — СПб.: Чело¬век, 1993.

3. Все наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах / Сост. Г. Круж¬ков. — М., 1992.

4. Золотая книга лучших сказок мира. — М.: Терра, 1992.

5. Литература и фантазия / Сост. Л. Е. Стрельцова. — М., 1992.

6. Поезд стихов. Из зарубежной поэзии для детей. — М., 1974.

7. Русская поэзия детям / Сост. Е. О. Путилова. — Л., 1989.

8. Самый счастливый остров.— М.: Малыш, 1992.

9. Стихи о Петербурге для детей. — СПб., 1994.

10. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Сост. 3.Я.Рез и др.— М.: Просвещение, 1990.

11. Хрестоматия. 5—7 лет / Сост. Н.П.Ильчук и др.— М.: Про¬свещение, 1999.



Архив
наши успехи
    Поздравляем Васильева Диму с дипломом II степени в VIII Всероссийском конкурсе "ТЫ ГЕНИЙ"

    Поздравляем наших воспитанников - победителей VIII Всероссийского конкурса "Гордость России"

    Поздравляем с диплом I степени в VIII Всероссийском конкурсе "Надежды России" Болдышеву Е.Н.

    Диплом I степени получила Болдышева Е.Н. за участие в VII Всероссийском конкурсе "ТЫ ГЕНИЙ"

    Поздравляем инструктора по физической культуре Фролову Елену Анатольевну с победами в конкурсах.

    Поздравляем Залесскую Софью и Ларикова Павла с Дипломом за артистизм и исполнительское мастерство!

    Поздравляем театральный коллектив "Солнечный зайчик" !

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.