182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБДОУ «Детский сад № 23»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   ДОКУМЕНТЫ / ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД - 2009 /  

ИННОВАЦИИ


[center][b]«Инновации»[/b][/center] В данном учебном году [b]логопедическая служба [/b]укомплектована полностью. В подготовительной логопедической группе №4 работает и творит педагог, как говорят: « от Бога» [b]Грызунова Нелли Алексеевна.[/b] Сколько слов сказано о роли личности в процессе воспитания и образования подрастающего поколения и всё равно не устаёшь восхищаться созидательной энергией и творческой неиссякаемостью педагогов «старой гвардии». Нелли Алексеевна – педагог с 45летним стажем. В 2000 году в Москве ей присвоено звание «Человек – праздник». В [b]коррекционной работе [/b]Грызунова использует адаптированные программы для детей с синдромом дизартрии. Дизартрия является серьёзнейшим нарушением артикуляционной речи, связанной с поражением нервной системы. Возникающие при этом отклонения речедвигательной функции, как известно, приводят к нарушению внятной речи. Перед логопедом стоит задача предотвратить вторичное следствие дизартрии – нарушение письма. Важным является развитие фонематического восприятия и на его основе языковых способностей детей. Значимой является работа по развитию артикуляционной моторики. Нарушения в структуре речи и изменения в артикуляционной моторике у наших детей значительно массивнее и диффузнее по сравнению с теми же явлениями при других нарушениях речи. Нельзя сбрасывать с весов то, что у этих детей отмечаются изменения характера, отсутствие инициативы, обидчивость, нерешительность. Свой дефект с возрастом дети осознают, стесняются. [i]Успех работы логопеда непременно зависит от того, как налажен психологический контакт взрослого с каждым ребёнком. [/i]Грызуновой Нелли Алексеевной разработаны новые формы, методы и приёмы работы в эмоционально-речевой сфере, которые можно назвать инновационными. Неизгладимый след в детских душах оставили выездные занятия. Так дошкольники возлагали цветы к мемориальной доске детского поэта, нашего земляка, Евгения Невского, познакомились с вдовой поэта. Каждый получил книгу с дарственной надписью вдовы. В уголке книги в группе у детей собраны все прижизненные книги поэта и сборничек «Соло», выпущенный посмертно. Дети посетили персональную выставку кукол Нелли Алексеевны, проходившую в художественном салоне города Великие Луки «Давай знакомиться, дружок». [i]Сказки, которые пишет педагог для детей трогают душу, вызывают интерес и глубокий эмоциональный отклик. Педагогическое кредо Нелли Алексеевны - «Развиваем речь через эмоции». [/i] На вечере памяти, посвящённом освобождению города Великие Луки от немецко-фашистских захватчиков рассказала об отце и показала своё свидетельство о рождении, которое «воевало» в гимнастёрке её папы – лётчика и было ранено, бурые пятна крови вызвали трогательную заинтересованность. Удивление, очарование – всё, что вызывает всплеск эмоций способствует развитию и активизации всех сторон речи. Вот некоторые приёмы, используемые учителем – логопедом: на каждом занятии присутствует Маруся. Так дети назвали подаренную Нелли Алексеевной огромную мягкую игрушку – кенгуриху. На занятиях устами воспитателя она им «подсказывает», оценивает их ответы и, вообще, вносит в учебный процесс оживление, снимает напряжение. Часто она «говорит» от лица ребёнка, приглашённого к доске, Например, Владик К. отказывался выходить к доске, чтоб пересказать короткий текст, без опоры на наглядность, это вызывает затруднение у многих детей, а держа в руках Марусю «нашептывающую» нужные слова, мальчик справился с заданием. Маруся помогает уснуть гиперподвижному Владу Е. Множество других поучительных и не менее интересных педагогических ситуаций и разработанных для их решения новых педагогических приёмов используются Нелли Алексеевной и коллективом воспитателей. Помощниками в работе с детьми, должны быть самые заинтересованные в их развитии, родители. К сожалению, не все они с должной ответственностью подходят к подготовке ребёнка к школе. Объясняют это нехваткой времени, а то и вовсе не считают нужным тратить силы на «пустяки». А жаль. Для этих детей никакая помощь не была бы лишней. Сентябрьское родительское собрание было посвящено не только организационным вопросам, родители были озадачены проблемами детей дизартриков 6-7 лет. В открытом логопедическом занятии приняли участие и родители. Сценарий был простроен так, что они выходили выполнять задание со своими детьми. Это проходило в игре и, порой на полном серьёзе, подсказывали и правильный ответ дети своим мамам. В ноябре для родителей был организован открытый просмотр сюжетно-ролевой игры «Путешествие по Европе». В подготовке принял участие весь педколлектив, в процессе игры были освоены новые атрибуты, расширены представления об окружающем, отработан речевой материал. В декабре для родителей [b]Нелли Алексеевна Грызунова [/b]провела мастер-класс на тему: «Новый год для детей и вместе с детьми». На котором были представлены работы педагога по оформлению новогоднего стола совместно с детьми, варианты оформления новогодних подарков, подарки, панно и скатерти различной тематики. Показаны приёмы росписи новогодних окон и зеркал в интересной совместной с детьми форме исполнения. Ещё одной яркой звёздочкой на педагогическом небосклоне нашего ДОУ появилась молодой [b]педагог – психолог А.Н. Васильева[/b]. Примером в разработке и применении адаптированных программ может служить её опыт. [b]Психолог в детском саду[/b] – это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Будучи специалистом, по детской психологии, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельность. Основные функции психолога в нашем детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций занимается молодой педагог - психолог, закончившая ВЛГАФК, [b]Васильева Анна Николаевна.[/b] Она проводит целый ряд связанных друг с другом видов работ, это непосредственная работа с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада. [b]Задачи психолога [/b]в детском саду условно подразделяем на две группы. [i] Во-первых,[/i] это участие Анны Николаевны в воспитательном процессе в целом, работа в направлении его «психологизации». Большое значение она отводиться психологическому просвещению персонала детского сада и родителей: передаче им знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой, принципах организации детских групп и т.д. В 2008 учебном году были разработаны такие консультации, как «Если малыш капризничает», «Почему ребёнок плохо ест», «Агрессивный ребёнок», «Если ребёнок дерётся», «Если ребёнок говорит неправду». Очень ярко и продуктивно прошёл семинар с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей воспитателей». Результатом явилось улучшение межличностных отношений сотрудников, умение проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно – образовательной работы, тренировка профессионально - педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения. Конечно, психологическое просвещение не может ограничиваться общими сведениями по детской психологии: оно должно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного детского сада и его коллектива. [i]Вторая группа[/i] задач значительно сложнее и многообразнее, она связана с индивидуальной работой с детьми и должна содействовать учету их индивидуально – психологических особенностей в воспитательном процессе. С помощью наблюдения и соответствующих диагностических методик психолога в процессе длительно изучения каждой группы детского сада определить особенности взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, а также оценивать индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни их умственного развития. Результатом такой работы стали рекомендации для воспитателей и родителей подготовительных групп о готовности ребенка к школе, и развитие индивидуальных особенностей другим группам, а в отдельных случаях – разработки примеров коррекционной работы с детьми. Психолог рекомендует при необходимости обратиться к соответствующему специалисту – педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду. К этой – второй – группе задач относится также такая важная функция психолога, как определение готовности ребенка к школе и проведение соответствующей коррекционной работы. [i]При всех обстоятельствах важнее всего обеспечить эмоциональное благополучие и максимально возможное общее развитие.[/i] Формы работы по психологическому просвещению разнообразны: это лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого – педагогической литературы за прошлый учебный год пополнена библиотека психологической литературы следующими экземплярами, это [i]1 Луговская А., Кравцова М.М., Шевникова О.В. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. – М.: Эксмо, 2007. – 352 с. Ил. 2. Козлова А.В, Дешеулина Р.П., Работа ДОУ с семьей. 3. Арбузова Е.Н.., Анисимова А.И., Шатрова О.В. Практикум по психологии общения. – СПб.: Речь, 2008. – 272 с. 4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг Эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 190с., ил. и т.д.[/i] При психологическом индивидуальном обследовании ребенка в детском саду, Анна Николаевна подбирает диагностические методики, основная цель которых – создать психологический портрет нормального развивающегося ребенка, который включает в себя характеристику поведения, особенности познавательного и личностного развития ребенка, и на этой основе организовать целенаправленную коррекционную работу. Одним из направлений в работе молодого специалиста по психологии является коррекционно-развивающая работа с детьми по формированию конструктивных форм выражения агрессии. Повышение агрессивности детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. У некоторой категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивые качества личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. В то же время можно полагать, что в дошкольном возрасте еще не поздно предпринять своевременные меры для преодоления этих тенденций. [u][b]Анной Николаевной разработана инновационная система работы по коррекции агрессивного поведения «Я сам», она направлена на помощь в этой проблеме[/b][/u]. [b]Цель программы [/b]- учение детей системе управления своим агрессивным поведением, ослабление негативных эмоций, поиск альтернативных способов удовлетворение собственных потребностей. [b]Задачи:[/b] 1. Развивать способность осознания и принятия детьми собственного чувства гнева, злости. 2. Обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния. 3. Обучение способам конструктивного выражения агрессии. 4. Обеспечить эмоциональную разрядку - снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей жизнерадостностью и оптимизмом. [i]Занятия проводятся со старшими дошкольниками с октября по декабрь с группой детей (6 – 7 человек) один раз в неделю в первую половину дня по 30-35 минут. На занятие дети размещаются в кругу на ковре. Все занятия состоят из трех частей: вводная часть, основная, заключительная. В первой части ритуал приветствия, цель которого - настроить детей на предстоящее занятие, погрузить в атмосферу событий, происходящий только на этом занятии. Содержание основной части предполагает игры и упражнения, которые направлены на сплочение коллектива и снятие у детей излишней агрессии. Заключительная часть включает в себя релаксацию - цель которого переключить детей с занятия на повседневную жизнь. Коррекционная программа дает возможность ребенку выразить свою агрессию, сместив ее на другие объекты; показа ребенку пример эффективного поведения; создать условия для детей, при которых они в каждый момент времени чувствовали, что их любят, ценят и принимают такими, какие они есть; помочь детям стать более спокойными, уступчивыми, вежливыми.[/i] Для определения детей склонных проявлять агрессивное поведение и для проверки эффективности коррекционных занятий, педагог – психолог Анна Николаевна в течение данного года использовала [b]следующие методики[/b]: 1. Наблюдение ребенка в течение занятий и в свободной деятельности. 2. Анкетирование воспитателей. 3. Выполнения детьми рисуночного теста «Несуществующее животное». Поскольку поведения агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных проблем. К позитивным способам выражения гнева относятся: • Умение направлять гнев на объект. При этом выражается основная жалоба, без уклонений в строну. • Вежливость в общении. • Стремление найти конструктивное решение. Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, поэтому для данной категории детей весьма полезны любые релаксационные упражнения. В процессе коррекционной работы Анна Николаевна говорит с детьми о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять своими отрицательными эмоциями. Агрессивные дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Одной из задач на занятиях является – научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. В результате проведенной работы на коррекционных занятиях, можно сделать выводы, что дети обучились способам выражения гнева в приемлемой форме. Саморегуляции, умению владеть собой в различной ситуациях, получили навыки общения в возможных конфликтных ситуациях, развивали в себе такие качества, как эмпатия, доверие к людям. Таким образом, можно сказать, что программа направлена на обучение детей управлять своей агрессией, хотя это только механический, то есть управление агрессией еще не станет внутренним процессом ребенка. Для этого необходима более длительная работа не только с детьми, но и с родителями. Так как механизмом становления агрессии в первую очередь, является семья. Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Педагог – психолог проводит информирование родителей агрессивных детей о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих. Это проводиться в виде размещение полезной наглядной информации на стендах в приемных групп, например, «Как помочь ребенку избавиться от агрессии», «Семья глазами ребенка», «Современная семья – какая она?» и в индивидуальных беседах в кабинете психолога. Возможно, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах становления агрессивного поведения, родители сами обратятся за помощью к специалисту. [center][i]Данная система работы находится в процессе разработки и совершенствования, следовательно, дополняется новыми педагогическими технологиями, которые дают наиболее оптимальный результат. [/i][/center]


 
наши успехи
    Почетная грамота

    Уважаемую Богданову Надежду Евгеньевну ,поздравляем с заслуженной наградой .

    Поздравляем Иванову Валентину Юрьевну с Почётной грамотой от Главы Администрации города Великие Луки .27.09.2018г.И.Ю.Чевжик.

    финал спортивных соревнований «Юные Олимпионики 2018»

    Победы 2017

    Почётная грамота 2014г.

    Почётная грамота 2015г.

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.