27.9.2011
Инструктивно-методическое письмо о преподавании предмета «Физика»
В 2011/12 учебном году начинается переход на новый федеральный образователь-ный стандарт второго поколения (ФГОС) в начальной школе, принят ФГОС для основной школы, поэтому учителю физики необходимо уже сегодня сориентироваться и быть готовым к тем изменениям в целях, содержании, методике и технологиях обучения, системе оценивания, которые произойдут завтра. При этом до перехода на ФГОС второго поколения в основной школе в преподавании физики следует руководствоваться стандартами 2004 года. Количество часов на изучение курса физики остается прежним – по 2 час/нед в 7, 8, 9 классах, по 2 час/нед в 10-11 классах (на базовом уровне) и по 5 час/нед в 10-11 классах (на профильном уровне). Среди главных отличий нового стандарта от прежнего можно назвать следующие: 1. Ориентация целей на результаты образования, выделены три основные группы результатов: личностные, метапредметные и предметные. Делается акцент на формирование универсальных учебных действий, создающих возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться, а также общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов учащихся. 2. Содержание предмета определяется Фундаментальным ядром, представляющим собой систему ключевых понятий физической картины мира. 3. Реализация деятельностного подхода к обучению. В примерной программе кроме основного содержания по темам предлагается характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий). Например: наблюдать и описывать физические явления, высказывать предположения – гипотезы, исследовать условия равновесия рычага, измерять плотность вещества, объяснять причины плавания тел и др. 4. Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой составляющие: внешнюю (ЕГЭ, ГИА, мониторинг) и внутреннюю (портфолио, рейтинговая и др.). Еще одной особенностью является уровневый подход: планируемые результаты освоения основной образовательной представлены на двух уровнях: базовом - «Выпускник научится» и повышенном - «Выпускник получит возможность научиться». При этом оценка индивидуальных образовательных достижений ведется не «методом вычитания», как в традиционной системе обучения, а «методом сложения», при котором фиксируется достижение базового уровня и его превышение. Это позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории учащихся. Итоговая оценка обучающихся определяется с учетом их стартового уровня и динамики образовательных достижений. В связи с этим актуальны проблемы разноуровневого обучения, диагностики и оценки метапредметных результатов обучения, освоения новых форм оценивания. 5. В базисный учебный план включен раздел «Внеурочная деятельность», на которую отводится по 10 часов в каждом классе. Это могут быть факультативные и элективные курсы, кружки, секции, проектная деятельность и др. В примерной программе основного общего образования по физике предложены некоторые программы внеурочных занятий по физике, В связи с этим при планировании внеурочной деятельности сегодня следует делать акцент на организацию проектной и исследовательской деятельности учащихся, разработку тематики учебных проектов и исследований по курсу физики, освоение экспериментального метода научного познания, развитие творческих способностей учащихся через открытие и изобретение, практико-ориентрированные и пропедевтические курсы и др. В практику внеклассных занятий рекомендуем вводить такую форму организации учебной деятельности как межшкольный факультатив по решению задач повышенного уровня сложности (на примере г. Великие Луки, Марголин Э.М.), районное научное общество школьников (п. Дедовичи, Жгун А.И.). Особенность этой работы в том, что она предназначена для тех учащихся, кто ориентирован на серьезное и глубокое овладение предметом. Немаловажен и тот факт, что достаточно одного педагога высокого профессионального уровня для ведения занятий в «объединенном» факультативе или секции, чем нескольких педагогов – для руководства занятиями в отдельно взятых школах. Эти и другие инновации потребуют от учителя выбора новых форм организации учебного процесса, методик и технологий обучения, проектирования деятельностного урока физики. Необходимо будет решать проблему организации преемственности обучения в начальной и основной школе по реализации идей развивающего обучения и деятельностного подхода. В связи с этим рекомендуем осваивать и использовать в основной школе следующие технологии обучения: технология деятельностного метода (Петерсон Л.Г.), технология проблемно-диалогового обучения («Школа-2100»), технология проектной деятельности, технология обучения через исследование, ТРИЗ, технология обучения физике на основе метода научного познания, модульная технология, кейс-метод, ИКТ и др. Актуальна проблема осознанного выбора учителем и образовательным учреждением учебно-методических комплектов (УМК). В федеральный перечень учебников на 2011/12 учебный год [4] включены для основной школы - 16 УМК по физике (рекомендовано) и 2 учебника (допущено), для старшей школы - 14 УМК по физике (рекомендовано) и 2 учебника (допущено). Поэтому, следует выбирать учебник нового поколения, который должен не только давать набор фундаментальных знаний, но и учить учиться (уметь формулировать проблемы, отбирать и находить необходимую информацию, осваивать способы решения проблем и др.), учить выбирать и нести ответственность за свой выбор, быть организатором деятельности учащихся. Кроме этого, УМК должен быть ориентирован на реализацию идей ФГОС второго поколения. В экспериментальных школах Псковской области по договору с издательствами были апробированы и подтвердили эффективность обучения новые УМК по физике: Пурышевой Н.С., Важеевской Н.Е. «Физика. 7-9 кл.» (Дрофа), Генденштейна Л.Э «Физика.7 класс», «Физика. 8 класс» (Мнемозина), Степановой Г.Н. «Физика. 7-9 кл.» и «Физика. 10-11 кл.» (профильный уровень) (Русское слово), Тихомировой С.А., Яворского Б.М.«Физика.10-11 кл.» (базовый уровень, базовый и профильный уровни) (Мнемозина), Касьянова В.А. «Физика. 10-11 кл.» (профильный уровень) (Дрофа). Перспективна линия УМК «Сферы»: Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. «Физика. 7-9 кл.» (Просвещение). В лицейских и гимназических классах целесообразнее использовать УМК Пинского А.А. «Физика. 7-9 кл.» (Просвещение), Грачева А.В. «Физика. 7-9 кл.» (ВЕНТАНА-ГРАФ), Шахмаева Н.М. «Физика. 7-9 кл.» (Мнемозина), Обращаем внимание учителей на «Самостоятельные работы» и 3-х уровневые задачники по физике к УМК Генденштейна Л.Э., в которые включены также задания для устной разминки и задачи для подготовки учащихся к олимпиадам. Следует отметить, что программа этого УМК соответствует программе Перышкина А.В. При подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) по физике в 9 классе, которая в 2011/12 учебном году будет проходить в штатном режиме, и ЕГЭ по физике рекомендуем использовать сборники заданий ФИПИ, а также учебные пособия, которые получили высокую оценку экспертов при апробации в 5 школах области: авторов А.Н.Москалева, Г.А.Никуловой «Физика. Готовимся к ЕГЭ»; автора О.Ф. Кабардина «Физика. 9 кл. Готовимся к экзаменам. ГИА» и авторов А.И. Нурминского, И.И. Нурминского, Н.В. Нурминской «Физика. 7 – 9 кл. (ЕГЭ: шаг за шагом)». Учителю физики следует изучить аналитические материалы ФИПИ по результатам проведения ГИА и ЕГЭ по физике [1], обратить особое внимание на новые типы заданий КИМов, в которых проверяется сформированность методологических умений, задания по фотографиям реальных экспериментов, на решение качественных задач, компетентностно - ориентированных заданий, расчетных задач с неявно заданной физической моделью, решение которых обязательно должно включать анализ условия задачи. В КИМах ГИА для 9 класса предлагается в части 3 выполнить экспериментальное задание на реальном оборудовании, при этом учащиеся должны самостоятельно выбрать необходимые приборы, спланировать эксперимент и выполнить исследование. Поэтому значимы технологии освоения новых видов учебной деятельности, в частности – преобразование лабораторной работы в исследование, и освоение метода познания вплоть до уровня постановки цели исследования. В связи с этим в кабинеты физики необходимо приобрести рекомендуемые Министерством образования комплекты «ГИА – лаборатория» и «ЕГЭ – лаборатория». Современное типовое демонстрационное оборудование по физике «L-микро» позволяет пронаблюдать и исследовать количественно почти все изучаемые в школе явления на основе оптимального сочетания классического, цифрового и компьютерного оборудования [3]. Выполнение лабораторных и практических работ по курсу физики в соответствии с требованиями стандарта 2004 года является обязательным. В соответствии с примерной программой по физике за три года обучения в основной школе учащиеся должны ознакомиться с более 100 демонстрациями и выполнить 64 лабораторных работы и опыта. В средней школе при изучении физики на базовом уровне за два года учащиеся должны познакомиться с 47 демонстрациями и выполнить 16 лабораторных работ и опытов, на профильном уровне учащиеся на уроках должны познакомиться с 96 демонстрациями и выполнить 26 лабораторных работ, а так же практические работы в рамках физического практикума (40 часов). При планировании учебного процесса необходимо уделить внимание не только количеству лабораторных работ, но и видам деятельности, которые они формируют. Желательно переносить часть работ с проведения косвенных измерений на исследования по проверке зависимостей между величинами и построение графиков эмпирических зависимостей. При этом уделить внимание формированию следующих умений: конструировать экспериментальную установку исходя из формулировки гипотезы опыта; строить графики и рассчитывать по ним значения физических величин; анализировать результаты экспериментальных исследований, выраженных в виде таблицы или графика, делать выводы по результатам эксперимента. Таким образом, современные подходы к формированию методологических умений претерпели существенные изменения по сравнению с традиционной практикой. Принципиально изменились роль, место и функции самостоятельного эксперимента при обучении физики: учащиеся должны овладевать не только конкретными практическими умениями, но и основами естественнонаучного метода познания, а это может быть реализовано только через систему самостоятельных экспериментальных исследований. Современная организация учебной деятельности требует того, чтобы теоретические обобщения учащиеся делали на основе результатов собственной деятельности. При преподавании курса физики в основной школе следует обратить особое внимание на формирование умений по работе с текстами физического содержания. Такие задания включены КИМы ГИА. Прежде всего, необходимо уделить внимание работе с содержанием учебника, включая в различные этапы урока и домашнюю работу учащихся, разнообразные задания на понимание текстовой информации, на ее преобразование с учетом цели дальнейшего использования (создание конспекта в виде плана, схемы, таблицы, тезисов, написание аннотаций и рецензий и т.д.). Кроме того, эффективным является конструирование учителем ситуационных заданий (с использованием текстов из дополнительной литературы, научно-популярных изданий, газет) и выполнение их учащимися (индивидуально, в парах, в группах) с целью обучения оптимальному алгоритму поиска информации и умению критически оценивать достоверность предложенных текстов. Анализ результатов ЕГЭ двух последних лет выявил проблемы, связанные с тем, что большинство тестируемых по физике изучали предмет лишь на базовом уровне (по 2 час/нед) и только четверть участников экзамена изучали физику на профильном уровне (по 5 час/нед). Это объясняется малым числом профильных физико-математических классов в общеобразовательных учреждениях. Тем самым в вузы физико-технического профиля поступают многочисленные абитуриенты, изучавшие физику на базовом уровне и не подготовленные к успешному освоению программ высшей школы. В связи с этим крайне остро стоит вопрос об эффективности организации профильного обучения в области физико-математического образования. К сожалению, не везде можно организовать профильное изучение этих предметов одновременно в целом классе (в силу большого числа школ с незначительной численностью выпускников). Однако практика показывает, что элективный курс по подготовке к ЕГЭ неэффективен, если он служит простым дополнением общего курса базового уровня. В учебном предмете «Физика» между двумя и тремя недельными часами очень существенна разница в возможности формирования специфических для предмета видов деятельности, и прежде всего — умения решать задачи по физике. Поэтому в тех школах, где нет возможности сформировать физико-математический класс, при наличии учащихся, ориентированных на продолжение образования в вузах физико-технического профиля, рекомендуется отводить на курс физики три часа в неделю. Только в этом случае у учащихся появляется реальная возможность при наличии элективного курса получить подготовку, соответствующую профильному уровню изучения предмета, и подготовиться к сдаче ЕГЭ [1]. Литература и сайты: 1. Аналитический отчет по результатам ЕГЭ 2010 г.// [Электронный ресурс]: Сайт ФИПИ . Режим доступа: http://fipi.ru/view/sections/138/docs/522.html 2. Перечень оборудования кабинета физики // Физика в школе. - 2010 г. - №№ 3-4. 3. Современный кабинет физики/ под ред. Никифорова Г.Г., Песоцкого Ю.С. – М.: Дрофа, 2009. 4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/12 учебный год // [Электронный ресурс]: Сайт Министерства образования и науки РФ. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/8267/ 5. http: //mon.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ 6. http://fsu.edu.ru - сайт Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки РФ
Пуденкова Елена Анатольевна, методист по физике центра инновационных образовательных технологий
скачать документ [62 Kb]
Архив »»
|