182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

открыть картинку в новом окне 8.8.2007
КОНЦЕПЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

КОНЦЕПЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ И В СИСТЕМЕ ДОВУЗОВСКОГО

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Попытаемся взглянуть на применение компьютерных технологий обучения в системах среднего образования (СО) и довузовского дополнительного образования (ДДО) под углом зрения преподавателя-предметника, призванного обеспечить ученикам уровень знаний, достаточный для поступления в высшее учебное заведение. Могут ли дать компьютерные технологии обучения эффект существенного углубления знания? Каково разумное соотношение учитель-компьютерная технология, обеспечивающее максимальный эффект углубления знаний многих учащихся при предоставлении каждому ученику выбора собственного маршрута и темпа движения? Вот те вопросы, на которые хотелось бы найти ответы в общении с энтузеастами внедрения компьютерных технологий обучения.

Авторы со значительной долей скепсиса относятся к программным средствам учебного назначения (ПСУН), в котрых ученику предлагается самостоятельно и интерактивно изучить материал, содержащийся в нескольких устоявшихся учебниках и пособиях. На наш взгляд, необходимо разложить процесс обучения на основные - базовые компоненты, обеспечивающие ученику действительное глубокое знание предмета и его возобновление в течение длительного срока, реализовать базовые компоненты в функциональных возможностях ПСУН так, чтобы, применяя их, учитель мог больше и лучше дать, а ученик - глубже и полнее освоить ЗНАНИЕ и УМЕНИЕ. Будем называть такие ПС базовыми средствами компьютерной поддержки обучения (БСКПО). К БСКПО следует отнести прежде всего следующие ПС: лекционно-демонстрационные, контроля, контроля и коррекции, алгоритмической методической поддержки, алгоритмического тренинга, контрольно-алгоритмические, лабораторно-моделирующие. Не вдаваясь в детали и терминологию, обсудим концептуально одно из БСКПО.

Нет смысла убеждать учителя в важности такого компонента процесса обучения, как преподавание нового фактического и теоретического материала. Введение новых физических или математических объектов, понятий, величин, последовательностей величин, функциональных зависимостей величин, формальных взаимосвязей величин, смысла действий с объектами, смысла и способов осуществления предельного перехода, дифференцирования и интегрирова- ния - вот задачи ПС лекционно-демонстрационного назначения (ПСЛД). ПСЛД должно помочь учителю продемонстрировать ученику наиболее полно и наглядно все аспекты изучаемого материала в их логической взаимосвязи, обеспечить ему возможность самостоятельного воспроизведения способа действий с изучаемыми объектами, способа логических действий, приводящий к нахожде- нию взаимосвязей величин и закономерностей их изменения. Однако, не менее важными являются задачи ПСЛД в процессе освоения знаний - процессе послелекционной самоподготовки в присутствии учителя и в процессе самообучения. Здесь, на наш взгляд, следует особо выделить роль методического сопровождения (МС), создающего эффект присутствия преподавателя. В процессе преподавания одних и тех же прописных истин, успеха чаще добивается тот из преподавателей, чей опыт богаче, чьи методические приемы адекватны сложности материала. Перенося смысл сказанного о преподавателе на МС, следует ожидать, что БСКПО даст наибольший эффект при условии реализации наиболее совершенных методических приемов.

На наш взгляд, МС должно строиться по аналогии с реальным диалогом учитель - ученик на двух различных типах воздействия. Первый тип воздействия - вопросы наводящего, конкретизирующего характера, помогающие ученику понять свою микрозадачу на данном шаге процедуры обучения. Второй - указания способа действий или рассуждений различной степени детализации. Количество вопросов и указаний, получаемых по требованию, результативность попыток дать правильный ответ или сделать правильный шаг в процедуре обучения зависят от степени сложности проверяемого теоретического или фактического материала, глубины знаний ученика и его навыков практических действий. Выявление устойчивого индивидуального поведенческого стереотипа, как реакции на ряд педагогических воздействий при усложнении и детализации постановки задачи позволит учителю найти методические приемы, способные обеспечить требуемый уровень знания и умения.

Для анализа поведенческого стереотипа необходимы системы протоколирования результатов опроса (ПРО) на каждом шаге процедуры обучения и динамического многоаспектного контроля успеваемости обучаемого (ДМКУО). Сопряженность гибкого и максимально дружественного МС с системами ПРО и ДМКУО обеспечит учителю мотивированное предложение по оценке фактических знаний ученика и способов их углубления, а ученику - убежденность в объективности оценки в условиях независимости от личностных взаимоотношений.

Соотношение учитель - компьютерная технология, на наш взгляд, является подвижным результатом двух встречных процессов. Смещение соотношения в сторону учителя происходит за счет углубляющегося проникновения в технологию учителя-методиста. Смещение же в сторону технологии качественно изменяет стереотип преподавания учителя-практика. Поиск соотношения учитель-технология, глубина его смещения в обе стороны являются сверхзадачей конкретного учебного заведения систем СО или ДДО.

В ЦДДО МФТИ разработаны концепции БСКПО физики и математики, реализованные в конкретных ПС различного назначения. Апробация в реальном педагогическом процессе средней школы 299 г. Москвы выявила педагогическую эффективность БСКПО как средств обеспечивающих углубление знаний учащихся 9 - 11 классов, доведения качества знаний и умений до стандартов приемных экзаменов высших учебных заведений. Авторы приглашают все заинтересованные учебные заведения систем СО и ДДО к сотрудничеству по внедрению существующих и по разработке новых БСКПО.

Андрианов В.А., Шомполов И.Г., Московский физико-технический институт



Архив »»
Общее образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЮ
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
УМК
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ФГОС
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ И СЕМИНАРОВ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Методическая копилка
Физико-математические дисциплины
Филология
Естествознание
Общественные науки
Начальная школа
Искусство
ОБЖ и физическая культура
Технология и труд
Служба сопровождения
Открытый урок
Конспект урока
Сценарий мероприятия
Классный час
Авторские программы
Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность педагогов
Дошкольное образование
РУКОВОДИТЕЛЮ и МЕТОДИСТУ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ПРОГРАММЫ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЦЕНАРНЫЙ ОТДЕЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Дополнительное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИКА И ОПЫТ
НАЧАЛЬНАЯ ПРОФ.ПОДГОТОВКА
ОБРАЗЦОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Юный железнодорожник
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Дополнительное чтение
Обязательное чтение
Зарубежная литература
Гарри Поттер и Колобок
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Математика
Химия
Экономика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
2009
2010
2011
2012
2013
2014
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАГРАДА "ПРОСВЕТИТЕЛЬ"
2010 год
2011 год Общеобразовательные учреждения
2011 год Дополнительное образование
2011 год Дошкольное образование
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.